В Палате обсудили вопросы давления федеральных торговых сетей на локального производителя - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



В Палате обсудили вопросы давления федеральных торговых сетей на локального производителя

Как местному производителю попасть на полку в торговой сети? Как работать на рынке, где большую часть занимают крупные федеральные игроки? За счет чего выживает малый и средний бизнес в регионах?

Эти вопросы Президент Магнитогорской ТПП Герман Запьянцев обсудил с членами Палаты. В дискуссии приняли участие руководители и ведущие специалисты компаний «Глория», «Подъемник», «ПродСервис», «ТехноДом», «Производство металлоизделий», РК «Единство», АН «Рио-Люкс» и не только.

Повод для разговора — растущее давление федеральных торговых сетей (ФТС) на бизнес в регионах, приход крупных транснациональных компаний, рост торговых наценок и, как следствие, низкая доходность, а то и просто убыточность местных предприятий, так называемой неструктурированной розницы, локальных производителей продовольственных и непродовольственных товаров. Ожидаемый результат – выработка предложений для обсуждения на федеральном уровне с участием ТПП РФ.

В ходе общения начальник отдела сбыта ЗАО «Производство металлоизделий» Виктор Еськин отметил, что сети подчас вынуждают поставщика работать «в минус» и поставлять продукцию по цене ниже себестоимости, при этом на полке магазина товар потом появляется с наценкой в 60 и более процентов. В продолжение темы директор ООО «ПродСервис» Кадиминур Тагиров рассказал, как несколько лет назад посадил и вырастил 500 тонн отборного картофеля, не смог продать его в торговые сети и был вынужден весь урожай утилизировать. По словам Кадиминура Минсалиховича, другие предприниматели были вынуждены выбросить до 3 000 тонн капусты и 1500 тонн моркови из-за невозможности договориться с торговыми сетями о поставках продукции. В свою очередь, директор ООО «Глория» Юрий Бурдяк поделился своим видением ситуации. С его точки зрения, сети предпочитают сотрудничать с крупными федеральными поставщиками, которые могут обеспечить стабильно большие объемы поставок и, соответственно, дать хорошую скидку.

Если переходить от примеров к выводам, то среди инициатив бизнеса можно отметить несколько пунктов: во-первых, подразделения федеральных торговых сетей должны быть зарегистрированы на территории муниципального образования, в котором работают, чтобы налоговые отчисления поступали в местный бюджет; во-вторых, доля местного производителя на полке торговой сети должна быть равной доли, занимаемой ФТС на рынке муниципального образования; в-третьих, целесообразно ограничить торговую наценку сетей на нижнем и верхнем пределах – например, сделать ее не меньше 10 и не более 30 процентов для местных производителей; в-четвертых, как считают предприниматели, необходимо упростить процедуру входа локальных производителей в ФТС, иными словами, если производитель прошел сертификацию производства, имеет сертификаты в том числе Роспотребнадзора, он должен быть освобожден от дополнительного аудита предприятия со стороны ФТС; наконец, в-пятых, необходим орган, который сможет осуществлять функции постоянного независимого контроля и надзора за деятельностью федеральных торговых сетей и решать задачи по защите интересов местных производителей и неструктурированной розницы.

— Было сказано многое, — сообщил в заключение встречи Герман Запьянцев. – Сегодня каждый сообщил о своем опыте взаимодействия с торговыми сетями, раскрыл рецепт удачного сотрудничества или поделился печальной историей из собственной практики.
В результате мы выработали несколько предложений для обсуждения на уровне ТПП России. Хочется надеяться, что нам удастся выйти на профильные министерства и продвинуть вопрос в регионах и конкретно — в Магнитогорске.