Магнитогорск на выставке «ЛЕТО – 2021». Новая туристическая реальность - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



Магнитогорск на выставке «ЛЕТО – 2021». Новая туристическая реальность

16 и 17 апреля в Екатеринбурге прошла Международная туристская выставка «ЛЕТО – 2021». Магнитогорскую ТПП на выставке представили председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма, директор туристической компании «РОЗА ВЕТРОВ УРАЛ» Нелля Гавина и начальник отдела координации и развития предпринимательства ТПП Екатерина Драгомирова.

Экспозицию составили яркие стенды стран ближнего зарубежья и регионов России — Киргизия, Армения, Кабардино-Балкария, Республика Крым, Алтай, Свердловская, Курганская, Челябинская области представили свой туристический потенциал. На площадке форума состоялись презентации турпродукта Чехии, Болгарии, Израиля, Малайзии. Деловая программа выставки включила в себя тематические секции и выступления спикеров по вопросам детского отдыха и оздоровления, медицинского туризма, инвестпроектов в туризме, промышленного туризма. Учебные заведения Урала, в частности, Академия туризма и международных отношений (г. Екатеринбург) рассказали об образовательных продуктах в сфере туризма и сервиса, а также о том, как можно сочетать образование, работу и путешествия по всему миру.

Без сомнения, наибольшее внимание посетителей выставки привлек стенд Магнитогорска. «Магнитогорск – место притяжения» — под таким слоганом в работе туристического форума приняла участие большая сборная делегация из Магнитки. В ее состав вошли представители администрации города в лице заместителя главы города по финансам и экономике Александры Макаровой и специалистов управления экономики и финансов, сотрудники группы организации экскурсий ПАО «ММК», менеджеры санатория «Юбилейный» УК «ММК-Курорт», руководство и менеджмент МБУ «Отдых». Информационные материалы – путеводители, буклеты, сувениры, книги о Магнитке — порадовали разнообразием, новизной и креативностью. Дополнительным «магнитом» для посетителей выступил наш магнитогорский «металлург», сфотографироваться с которым посчитал необходимым, пожалуй, каждый гость выставки.

Магнитогорцы информировали посетителей стенда о вариантах отдыха в районе озера Банное и в Абзаково, об экскурсионных программах по городу Магнитогорску и по Магнитогорскому металлургическому комбинату, о возможностях детских оздоровительных и образовательных программ.

Так, в рамках круглого стола «Индустрия детского отдыха 2021» руководитель МБУ «Отдых» Владимир Ушаков рассказал о современных подходах к организации летнего отдыха детей, трендах и инновациях в данном направлении. Можно с уверенностью сказать, что на базе МБУ «Отдых» создан и успешно работает научно-образовательный центр поддержки одаренных детей, своего рода, «Сириус» на Южном Урале, где талантливых ребят принимают несколько профильных смен. Программа позволяет совмещать качественный отдых и оздоровление на природе, как в привычном детском лагере отдыха, с интенсивной учебной нагрузкой под руководством опытных педагогов и наставников из числа ведущих отраслевых экспертов регионального и федерального уровня. Другим интересным проектом является программа учебно-спортивных сборов для юношей допризывного возраста. В настоящее время МБУ «Отдых» сотрудничает с инновационным технополисом «ЭРА» (г. Анапа) в сфере разработки и внедрения прорывных научных технологий в оборонной сфере и популяризации службы в Вооруженных силах РФ.

Заметные позитивные результаты в развитии туристических продуктов Магнитогорска и Челябинской области отметил организатор выставки, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

— Магнитогорск и Челябинскую область хочу привести в пример всем нашим коллегам, — заявил Михаил Анатольевич. — Объективные данные реализации программ кэшбека показывают, что, в целом, по округу туристические объекты Челябинской области вырвались вперед.  Да, там есть озера, горы, санатории и дома отдыха, но главное – там построена эффективная работа муниципалитетов, бизнеса и предприятий сферы туризма.

На вопрос, возможно ли импортозамещение в туризме, руководитель Уральской ассоциации туризма ответил: «В условиях почти закрытых границ и отмены полетов в Турцию говорить о полном импортозамещении в туризме не приходится. И уральские курорты не заменят Турцию и другие страны – разные климатические условия, другая природа, история, инфраструктура. Но при налаженном взаимодействии внутри туристического рынка возможно организовать конкурентоспособные туристические продукты. И это сегодня уже делается».

Тему перспектив внутреннего туризма продолжил представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) в Уральском федеральном округе Антон Палеев.

— Туризм будет жить, как бы его ни прижимали пандемия и экономическая ситуация в стране. Отрасль поворачивает на правильные рельсы, ориентируется на сервис, начинает бороться за клиента, думать, как правильно выстроить межрегиональные связи, как создать новый турпродукт. Сегодня в туризм приходит новое поколение, которое побывало за границей и знает, что такое хороший сервис. Молодежь несет лучшее, горит тем, чтобы туристические дестинации были максимально клиентоориентированы и гостеприимны.

Созданный летом 2019 года, ОСИГ уверенно развивается в регионах. Причину этого Антон Палеев видит в создании эффективного общения между участниками отрасли.

— Нам удалось создать коммуникативную площадку, на которой мы можем обсуждать вопросы индустрии гостеприимства со всех сторон. Мы связали представителей органов власти с информацией о мерах господдержки туризма, молодежное движение, например, волонтеров, специалистов системы образования, транспортников, туроператоров и турагентства, рестораторов и отельеров, — всех тех, с кем потенциальный турист может контактировать в своем путешествии. Вместе получается общая живая система, в которой можно неформально общаться и создавать новые турпродукты.

Рассказывая о ближайших планах и философии ОСИГ, представитель организации на Урале отметил: «В настоящее время с участием Федерации ревизоров гостеприимства мы формируем межрегиональную экспертную группу. Это новые подходы к обучению, чек-листы, создание единого сервисного стандарта обслуживания. Мы отходим от принципа клиентоориентированности и разворачиваемся к принципу гостеприимства. Ведь клиентоориентированность настроена на качественное оказание услуги и увеличение продаж, на прибыль без учета развития региона. Тогда как гостеприимство предполагает баланс интересов встречающей стороны и гостя. Таким образом, появляется новая точка роста для региональной культуры и экономики – особенности национального гостеприимства, обряды, традиции, ритуалы. Гостеприимство намного шире, чем клиентоориентированность, это создание эмоций, формирование впечатления с заделом на будущие поколения. Гостеприимство в работе с туристом это переход на личные отношения, которые не мешают зарабатывать. Таков наш новый подход к обучению кадров в туризме и индустрии гостеприимства».

О необходимости новых решений в туризме говорили и представители ТПП. Так, председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма Магнитогорской ТПП, директор туристической компании «РОЗА ВЕТРОВ УРАЛ» Нелля Гавина подняла вопрос об отнесении комиссии турагентства к фактически понесенным расходам при возврате денежных средств туристу.

— В 2020 и 2021 году мы столкнулись с новыми процедурами – неоднократным перебронированием и отменой туров, возвратом денежных средств. Единичные случаи были и раньше, но в таких масштабах – никогда. Турагентства выполняют двойную-тройную работу, которая в итоге может оказаться неоплаченной. Представьте уже типичную для сегодняшнего дня ситуацию, когда в 2020 году турагент подобрал и забронировал для туриста тур в одну из стран, авиасообщение с которой впоследствии оказалось закрытым. Деньги «зависли» на счету туроператора с возможностью перебронирования на другое направление или другие даты. Спустя определенное время, уже в 2021 году, турагент перебронирует для туриста тур на новые даты, например, в Турцию. И в настоящее время мы вновь оказываемся в ситуации необходимости перебронирования тура или возврата денежных средств. При этом при процедуре возврата турагентство обязано вернуть туристу и свою комиссию. А ведь комиссия – это непосредственно заработок турагента. Таким образом, получается, что второй год турагентства работают подчас «вхолостую»: тратят время, усилия, бронируют туры по несколько раз, но денег за эту работу не получают, поскольку должны обеспечить их возврат. Предлагаю на законодательном уровне рассмотреть отнесение комиссии турагентства к фактически понесенным затратам, которые удерживаются при расчете суммы возврата денежных средств. Это позволит поддержать огромный сегмент туристического рынка.

— Пандемия, закрытие границ, ограничение авиасообщения, внезапная отмена рейсов вывели туризм в 2020 году в число наиболее пострадавших отраслей, а в 2021 и вовсе сделали его едва ли не самым высокорисковым бизнесом, — сообщила в завершение выставки начальник отдела координации иразвития предпринимательства Палаты Екатерина Драгомирова. — Практически полное отсутствие доступных выездных направлений, закрытие Турции и Занзибара, стремительный рост стоимости отдыха в Краснодарском крае и Крыму, с одной стороны, и разворот в сторону внутреннего туризма, новое знакомство с регионами, всплеск интереса к речным сплавам, лесным походам, горным восхождениям, гастрономический туризм, караванинг, глэмпинг, с другой стороны, — таковы сегодня вызовы отрасли, такова новая туристическая реальность 2021 года. Сегодня на выставке мы увидели поливариантность развития ситуации и реальный поиск выхода из кризиса со стороны бизнеса и участников рынка.