Аналитическая записка - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

август 2023 года

По инициативе ТПП РФ бизнес наделили правом инициировать проведение профилактических визитов

4 августа вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 г. № 483-ФЗ«О внесении изменений в статью 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон устранил пробел в действующем законодательстве, наделив бизнес правом направлять в контрольные органы заявления о проведении на своих предприятиях профилактические визиты. Ранее профилактический визит как контрольное мероприятие мог быть проведен только по инициативе контролирующих органов, что не учитывало интересы предприятий, заинтересованных в профилактике.

Законопроект № 209495-8 был разработан ТПП РФ в 2022 году и внесен в Государственную Думу группой депутатов (К.Ю. Захаровым, А.Б. Выборным, В.В. Павловым и др.) и принят в период завершившей свою работу весенней сессии Государственной Думы. Законопроектом предлагалось наделить контролируемых лиц правом обращаться в контрольные (надзорные) органы с заявлением о проведении профилактического визита.

Профилактический визит заключается в проведении «мини-проверки» на предмет оценки соблюдения обязательных требований с той лишь разницей, что по итогам проверки предприниматель сразу может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение, а по итогам визита — получает лишь предупреждение и указание на необходимость устранить недочеты в своей деятельности.

Кроме того, ко второму чтению Палата совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации подготовила дополнительные поправки, которые также вошли в текст принятого Закона.Теперь контрольный орган обязан рассмотреть заявление предпринимателя о проведении профилактического визита в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления.

Разработанный ТПП РФ проект о преимущественном участии СОНКО в закупках внесен в Государственную Думу

7 августа в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы внесен разработанный ТПП РФ проект федерального закона № 418126-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект предлагает установить, что социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) при участии в закупках отдельными видами юридических лиц (государственными компаниями), осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ, имеют тот же набор прав и привилегий, что и субъекты малого и среднего предпринимательства.

Также законопроектом предусматривается, что оказание поддержки СОНКО осуществляется в форме осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СОНКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят расширить спрос на товары, работы и услуги СОНКО, увеличить их объем, а также повысить их качество посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития данных субъектов. Законопроект планируется рассмотреть в 1 чтении в период осенней сессии Государственной Думы.

Нижегородская ТПП при экспертной поддержке ТПП РФ актуализировала закон о своей деятельности

2 августа принят Закон Нижегородской области № 95-З «О Торгово-промышленной палате Нижегородской области», который вступил в силу с 12 августа 2023 года.

В новой редакции Закона определены основные направления деятельности ТПП Нижегородской области, связанные с формированием промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры. Теперь ТПП Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» может выступать в качестве организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Кроме этого, Палата наделяется правом по содействию патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других продуктов интеллектуальной деятельности, защите интеллектуальных прав.

Принятый Закон приводит нормативное регулирование деятельности региональной Палаты в соответствие с изменениями базового Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», принятыми в 2020 и 2022 годах.

В Роспатенте с участием ТПП РФ обсудили декриминализацию ответственности за нарушение авторских и смежных прав

31 августа в Роспатенте состоялось первое заседание Межведомственной рабочей группы по защите прав интеллектуальной собственности при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

В заседании приняли участие руководитель Роспатента Юрий Зубов, Председатель Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Дмитрий Фадеев, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова, начальник управления проектной деятельности и судебной работы Росалкогольрегулирования Александр Моисеев и другие.

Обсуждались и были поддержаны инициативы о декриминализации статей 146 «Нарушение авторских и смежных прав» и 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Одновременно предложено увеличить размер штрафов за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, установленных  в статье 7.12 КоАП РФ, и за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), установленных в статье 14.10 КоАП РФ, что позволило бы сбалансировать административную и уголовную ответственность за аналогичные деяния.

Данные инициативы неоднократно высказывались ТПП РФ на различных площадках,  а соответствующие законопроекты направлялись в профильные органы государственной власти.

Палата подготовила предложенияпо законопроекту о налоге на сверхприбыль

4 августа принят Федеральный закон № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль», который вступает в силу с 1 января 2024 года.

ТПП РФ предложила не признавать налогоплательщиками указанного налога организации, являющиеся резидентами особой экономической зоны, которые в 2018-2019 годах находились в стадии осуществления капитальных вложений и чьи проекты вышли менее чем на 50 процентов планируемой производственной мощности. Это обусловлено тем, что законопроектом «сверхприбыль» определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021-2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018-2019 годы.

В то же время формулировки законопроекта не предполагают изъятия для налогоплательщиков, которые в 2018-2019 годы осуществляли капитальные вложения, не вели на этой стадии заметной коммерческой деятельности и фактически не имели существенной прибыли.

Таким образом, согласно законопроекту прибыль, полученная такими налогоплательщиками в 2021-2022 гг., приравнивается к сверхприбыли, тогда как фактически она была получена не за счет выгодной конъюнктуры рынка, а по причине завершения инвестиционного цикла и выхода проекта на плановую мощность.

Также Палата предложила сумму рассчитанной сверхприбыли уравнивать с величиной накопленного налогового убытка с тем, чтобы в случае если налоговый убыток окажется больше величины сверхприбыли, налоговая база приравнивалась нулю.

ТПП РФ направила в Минфин РФ предложения бизнеса по основным направлениям налоговой политики до 2026 года

Заключение Палаты было подготовлено в рамках оценки регулирующего воздействия.

Законопроектом в частности, предлагается в целях изменения сроков уплаты налоговых платежей (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит) предоставить ФНС России полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога и оценки платёжеспособности заинтересованного в изменении срока уплаты налоговых платежей лица. Данное предложениеПалатой поддерживается и позволит повыситьдля бизнеса, находящегося в предбанкротном состоянии эффективность процедур реструктуризации долга.

К законопроекту имеются отдельные замечания и предложения.Законопроект предусматривает возможность безакцептного списания доначисленного налога по результатам проведенных проверок сделок с взаимозависимыми лицами.  Палата считает, что такое регулирование ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку согласно действующему законодательству,доначисленные суммы по результатам проведенных проверок сделок с взаимозависимыми лицами могут быть взысканы только по решению суда.

Палатой предлагается установить переходный период (в течение года с момента вступления в силу закона) для возможности подачи уведомлений на бумажном носителе в части предоставления налогоплательщиками в налоговый орган уведомлений о контролируемых сделках только в  электронной форме.Данное изменение позволит налогоплательщикам, применяющим в настоящее время бумажную форму, подготовиться к обязательному переходу на электронный формат предоставления уведомлений.

Помимо этого, в целях восстановления баланса экономических интересов проектом закона предлагается включать в резерв по сомнительным долгам подтвержденныештрафные санкции, отвечающие, критериям сомнительного долга, например, неуплата в установленный срок или подтверждение судом. В настоящее время многие российские компании, в связи с неисполнением иностранными контрагентами своих обязательств, продолжают обращаться в судебные инстанции для защиты нарушенных прав. Несмотря на возможное положительное решение, крайне мала вероятность взыскания реальных денежных средств. Поэтому предлагается разрешить включать в резерв по сомнительным долгам штрафные санкции, которые отвечают соответствующим критериям. При этом в случае последующего получения задолженности потери для бюджета не возникнет, так как задолженность будет подлежать налогообложению, поскольку ее восстановят из резервапо сомнительным долгам.

ТПП РФ предлагает кратно снизить штрафы для предпринимателей за ошибки при оформлении иностранцев

В рамках проводимой работы по либерализации законодательства об административных правонарушениях ТПП РФ направила в Минэкономразвития России предложения о снижении размеров штрафов для предпринимателей, предусмотренных КоАП РФ, за нарушения в сфере осуществления миграционного учета иностранцев в гостиницах и других коллективных местах размещения.В соответствии с нормами действующего миграционного и административного законодательства, а также сложившейся практикой правоприменения организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность как коллективные средства размещения, выполняют целый ряд обязанностей, направленных на обеспечение соблюдения правил миграционного учета пребывающими в Российскую Федерацию иностранными гражданами.

К таким обязанностям относятся проверка пребывающих иностранных граждан на законность нахождения в РФ, фиксация сведений об иностранных гражданах до их обращения в органы миграционного учёта, представление в органы миграционного учёта документов, необходимых для постановки иностранных граждан на учёт по месту пребывания, а в последующем и для снятия с учёта.Любое формальное невыполнение таких обязанностей или нарушение при подготовке документов влечет ответственность для юридических лиц по статье 18.9 КоАП РФ в виде штрафа, достигающего полумиллиона рублей.

Вместе с тем, ввиду происходящих динамичных миграционных процессов деятельность по предоставлению коллективных средств размещения на территории Российской Федерации носит масштабный характер, а выполнение перечисленных выше обязанностей без риска привлечения к административной ответственности требует от бизнеса значительных затрат, в том числе, материальных.

В этой связи ТПП РФ  предложила пересмотреть размер установленных в статье 18.9 КоАП РФ штрафных санкций для юридических лиц в сторону кратного снижения, установив верхнюю границу такого наказания, не превышающую 100 тыс. рублей, вместо существующей 500 тыс. рублей.

ТПП РФ не видит оснований для введения новых штрафов в связи с созданием национальной системы прослеживаемости товаров

В Минфин России направлено отрицательное мнение ТПП РФ по проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предложеноустановить административную ответственность в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, возникающей в связи с созданием в Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров.

Система должна обеспечить недопущение на внутренний рынок контрафактной и контрабандной продукции, а также выявление недобросовестных плательщиков за счет идентификации и сегментации движения товаров, сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

Фактически законопроектом предложено путем установления административной ответственности за невыполнение или неправильное выполнение действий по представлению в налоговые органы документов при осуществлении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, определить порядок проведения таможенного контроля при ввозе товаров в Россию. По мнению Палаты, такой подход не соответствует задачам действующего КоАП РФ и не позволит обеспечить общественный порядок или защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Минфин России предлагает за формальное нарушение, связанное с не направлением сведений о товаре, не влекущее  каких-либо негативных последствий для общества и государства, безальтернативно наказывать юридических лиц штрафом с разбросом — от 1 до 100 тыс. рублей.  Такие меры Палата считает необоснованными и избыточными, а возможность выбирать размер штрафа – коррупционным фактором.

Кроме того, ответственность за непредоставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы соответствующих сведений может последовать и по налоговому законодательству. В силу положений части 1 статьи 126 НК РФ за совершение такого налогового правонарушения предусмотрен штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ.

ТПП РФ считает, что введение предлагаемой ответственности влечет риск ухудшения условий ведения бизнеса, риск для развития малого и среднего предпринимательства в виде увеличения стоимости затрат на ведение бизнеса, а также риск избыточного административного давления на бизнес.

ТПП РФ предложила исключить избыточные требования при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью  саморегулируемых организаций

В Минэкономразвития России направлены предложения по доработке  проекта постановления Правительства РФ, который вводит условия применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих, кадастровых инженеров и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

По мнению Палаты, проект постановления вводит необоснованные, формальные критерии отнесения деятельности саморегулируемых организаций к категориям риска и предполагает проведение чрезмерных мероприятий при проведении проверок контролируемых субъектов.

Критерии отнесения объектов надзора к категориям низкого, среднего и значительного риска противоречат нормативным правовым актам Правительства РФ и не учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий выявленных нарушений в деятельности саморегулируемых организаций, необходимость проведения необходимого анализа результатов ранее проведенных проверок.Закрепленная в проекте постановления возможность отнести объект контроля (надзора) ‎к более высокой категории риска при отсутствии четко установленных критериев позволит дискреционно использовать любое нарушение как формальное основание для ужесточения контрольных (надзорных) требований и несет в себе коррупциогенную составляющую.

Кроме этого, не установлены правила применения индикаторов риска и принятия решения о проведении внеплановых проверок, а также отсутствует перечень количества и видов мероприятий, проводимых в рамках проверок деятельности контролируемых лиц, в зависимости от категории риска.    Права контролируемых лиц на защиту своих интересов и своевременное обжалование действий (бездействия) и необоснованных решений органа контроля также не предусмотрены.

Внедрение предусмотренной проектом юридической конструкции приведет к увеличению числа внеплановых проверок, злоупотреблениям полномочиями при осуществлении федерального государственного надзора, и, как следствие, к повышению нагрузки и давлению на представителей предпринимательского сообщества.

Палата, в частности предложила пересмотреть категории рисков с учетом комплексного подхода к основаниям для разграничения категорий риска. К низкой категории риска мы предложили отнести деятельность, в отношении которой выявлены нарушения соблюдения ‎обязательных требований без последующего принятия решения о привлечении к административной ответственности.

К средней категории риска — установить факт однократного привлечения к административной ответственности, а к значительной категории риска – выявить факт неоднократного нарушения КоАП РФ. Также Палата рекомендовала рассмотреть вопрос о целесообразности разграничения количества и видов мероприятий, проводимых в рамках проверок деятельности контролируемых лиц, отнесенной к соответствующей категории риска.

Коротко:

2 августав Государственную Думусенаторами Российской Федерации А.А.Турчаком, А.В.Кутеповымвнесен проект федерального закона № 415235-8 «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».Законопроект разработан с целью совершенствования системы мер, направленных на увеличение занятости и социализации лиц — участников специальной военной операции. Предлагается включить в категории социально уязвимых категории граждан, обеспечение занятости которых дает возможность стать «социальным предпринимателем», лиц, проходивших военную службу в зоне специальной военной операции, а также ветеранов боевых действий.

2 августа распоряжением Правительства РФ № 2094-р утвержден перечень видов продукции из вторсырья, производители которой будут получать господдержку 1 марта 2024 года в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» и программы льготных займов Фонда развития промышленности.В перечень включены, в том числе различные виды цемента и бетона, строительные смеси, биотопливо, изделия из стекловолокна и пластмассовые изделия, картон и бумага, минеральная вата, покрытия из резиновой крошки, резиновая плитка, мастики и герметики, кровельные и гидроизоляционные материалы. Для каждого вида продукции указана минимальная доля вторсырья, которую нужно использовать при производстве.

3 августа в Государственную Думугруппой депутатов внесен проект федерального закона № 416287-8 «О внесении изменения в статью 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения размера штрафа за умышленную неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов)». Законопроектом предлагается увеличить штраф за умышленное совершение деяния, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ до 100 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) в целях создания действенных стимулов выведения трудовых отношений из «тени» и защиты трудовых прав работников.

10 августав Государственную Думу депутатами Государственной Думы внесен проект федерального закона № 420980-8 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 24-1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Законопроект предусматривает введение постоянных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы. Законопроект предлагается в качестве дополнительной меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с планируемым ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации.

24 августа в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 429310-8 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».Законопроектом предлагается установить право субъектов РФ устанавливать квоту автомобилей с электрическим двигателем, которые используются в качестве такси на территории субъекта РФ, и долю автомобилей такси с двигателем внутреннего сгорания.

30 августа в Государственную Думудепутатом Б.А. Чернышевым внесен проект федерального закона № 432097-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе».Законопроектом предлагается увеличить срок приостановления исполнения распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, создать условия, защищающие денежные средства клиента при утрате электронного средства платежа и (или) при его использовании без согласия клиента.

30 августав Государственную ДумусенаторомВ.С.Тимченко, депутатами Государственной Думы А.Д.Жуковым, О.В.Морозовым, М.А.Топилинымвнесен проект федерального закона № 431992-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения досудебного обжалования решений и действий (бездействия) разрешительных органов.

Внедрение такого механизма обеспечит существенное снижение нагрузки на суды, так как оно станет обязательным для многих востребованных бизнесом разрешительных видов деятельности, перечень которых будет определен Правительством РФ, а также в целом снизит нагрузку на предпринимателей.

Подача жалобы будет возможна на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Законопроектом определяются исчерпывающий перечень причин отказов в рассмотрении жалобы, сроки рассмотрения, возможность восстановления пропущенного срока для подачи жалобы, устанавливается обязательность досудебного обжалования перед подачей жалобы в суд.

___________________________________________________________________

Департамент законотворческой деятельности ТПП России