Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения порядка разработки и утверждения кодексов профессиональной этики» разработан Минтрудом России с целью реализации абзаца 3 подпункта «з» пункта 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ).В соответствии с Указом Правительство РФ должно в целях расширения участия работников в управлении организациями разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики.
Исходя из наименования и содержания Указа, можно было бы предположить, что разрабатываемый комплекс мероприятий должен касаться работодателей отраслей социальной сферы, преимущественно финансируемых за счет бюджетных средств. Вместо этого подготовленный Минтрудом России проект закона предусматривает разработку и утверждение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности кодексов профессиональной этики для всех профессий (специальностей) в каждой отрасли. Одновременно проект вносит изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым кодекс профессиональной этики устанавливает в сфере трудовых отношений основные этические принципы и правила поведения работника при осуществлении профессиональной деятельности. Соблюдение положений кодексов профессиональной этики будет учитываться при проведении аттестации работника, контроль за их выполнением возлагается на работодателя. Таким образом, работодатель будет нести значительную административную нагрузку по контролю за соблюдением работниками всех имеющихся у него специальностей требований кодексов профессиональной этики, различных для каждой специальности.
На наш взгляд, не прослеживается связь между предлагаемым обязательным введением кодексов профессиональной этики и зафиксированной в подпункте «з» пункта 1 Указа целью расширения участия работников в управлении организациями или развитием институтов самоуправления.
Для устранения этого несоответствия, полагаем, рассматриваемый проект закона требует переработки с учетом следующего.
Разработка кодексов должна осуществляться преимущественно для отраслей социальной сферы, финансируемых за счет бюджетных средств, или проходить по инициативе профессионального сообщества.
Представляется нецелесообразным принимать кодексы для каждой профессии (специальности), тем более в качестве действующего на федеральном уровне нормативного правового акта, обязательного для исполнения, и включать в Трудовой кодекс РФ требования о его соблюдении работниками.
В целях развития институтов самоуправления кодексы должны разрабатываться предпринимателями, работодателями, профессиональными сообществами соответствующей отрасли. Участники соответствующей сферы деятельности должны иметь возможность общественного обсуждения подготовленных проектов в течение достаточного времени, по итогам которого проекты будут дорабатываться. При соблюдении такой процедуры утверждение кодексов профессиональной этики уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, полагаем, не является обязательным.
Необходимо разграничить сферу действия кодексов профессиональной этики и действующих в ряде компаний кодексов корпоративной этики, а также установленных профессиональными объединениями страховщиков правил профессиональной деятельности.
Эта позиция озвучена ТПП РФ при рассмотрении проекта на рабочей группе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, после которой проект решено было не выносить на заседание Комиссии и доработать по итогам обсуждения в соответствии с высказанными замечаниями.