Откуда возьмутся дополнительные доходы бюджета - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



Откуда возьмутся дополнительные доходы бюджета

В Правительстве РФ и экспертном сообществе в июле-августе текущего года активно обсуждались инициативы Минфина России по повышению налога на добавленную стоимость с 18 до 20%, налога на доходы физических лиц с 13 до 15%, введению регионального налога с продаж в размере 3%, а также предложение по увеличению страховых взносов в ФОМС с зарплат свыше 52 тыс. руб. с 10 до 15,1%.

ТПП России в июле обратилась к Первому заместителю Председателя Правительства РФ И.И. Шувалову и Министру финансов РФ А.Г. Силуанову с просьбой провести дополнительную проработку этих предложений с привлечением экспертов Палаты и других бизнес-объединений. К обращениям были приложены результаты проведенного ТПП России анкетирования бизнеса по данному вопросу, в результате которого были выявлены следующие риски.

Повышение НДС до 20% может привести к дальнейшей неконкурентоспособности российских товаров на рынке, росту цен (инфляции), увеличению стоимости кредитов, снижению покупательской способности, росту нелегальной торговли подакцизными товарами и др.

Результатом повышения НДС также может стать снижение платежеспособности контрагентов, увеличение теневого сектора экономики, сокращение инвестиционных программ предприятий, повышение тарифов на электроэнергию, сокращение налогооблагаемой базы по прибыли.

Повышение НДФЛ до 15 %может привести к росту зарплат, что увеличит расходы организации и, следовательно, сократит налогооблагаемую базу по прибыли. Можно спрогнозировать, что налог на прибыль в результате будет уплачен в меньшем размере, что не позволит добиться планируемого экономического эффекта для бюджета. Кроме того, возможно «круговое» повышение цен на товары, работы, услуги, усиление инфляции.

Если же повысить размер НДФЛ, но не увеличивать зарплаты, то произойдет высокая ротация кадров (работники будут стремиться переходить на более высокооплачиваемую работу), дальнейшее снижение уровня жизни населения, спад покупательской способности.

Что касается взимания страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования со всех зарплат без порога отсечения, сверх которого сейчас они не берутся (с зарплат свыше 52 тыс. руб.), то существует определенный риск ухода от выплаты «белых» зарплат к выплате зарплат в «конвертах». Повышение страховых взносов также вызовет рост нагрузки на высокие зарплаты российских специалистов, создаст искусственные преференции для иностранных работников, на доходы которых взносы в ФОМС платить не нужно, увеличит расходы предприятий, сократит их инвестиционные программы и т.п.

В результате многочисленных совещаний и консультаций в Правительстве РФ чаша весов склонилась к введению регионального налога с продаж в размере не более 3% (соответствующий проект федерального закона уже разработан и проходит стадию общественного обсуждения).

По расчетам экспертов ТПП РФ, введение налога с продаж приведет к падению спроса, либо этот налог придется платить компаниям за счет собственных средств, то есть не повышая цены на товары и услуги для покупателей. Это значит, что прибыль компаний уменьшится. Если же переложить этот налог на покупателя, то произойдет повсеместное увеличение цен на все товары и услуги.

Введение дополнительного налога, нагрузка по которому в основном ляжет на сферу торговли, приведет к тому, что эта наиболее динамично развивающаяся за последние годы отрасль будет поставлена в весьма затруднительное положение. В результате можно спрогнозировать существенный рост потребительских цен на товары. Иными словами, введение налога с продаж может сместить налоговое бремя в сторону покупателей товаров, работ и услуг, то есть на физических лиц.

Между тем, Основными направлениями налоговой политики до 2017 года закреплен тезис о неувеличении налоговой нагрузки на бизнес и введение в среднесрочной перспективе каких-либо дополнительных налогов не предусмотрено.

Осознавая необходимость пополнения бюджетов в связи с реализацией ряда крупнейших инфраструктурных проектов, появлением в составе России новых субъектов Федерации, ТПП России полагает, что дополнительные источники доходов можно было бы изыскивать путем выявления резервов действующей налоговой системы. То есть улучшения администрирования налогов, искоренения случаев «потерь» бюджетных доходов, увеличения неналоговых доходов от эффективной приватизации, введения жестких законодательных мер в отношении незаконного вывода капиталов за границу и др.

Также альтернативой существенного повышения налогов могло бы стать сокращение неэффективных государственных расходов. Однако бюджетные проектировки говорят о том, что они продолжают увеличиваться и дальше.

Введения чрезмерной налоговой нагрузки на бизнес не позволит, по мнению ТПП России,добиться экономического роста в условиях нарастающих экономических санкций.