29 октября Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», который предполагает введение в законодательство Российской Федерации института «горизонтального налогового мониторинга». Суть мониторинга заключается в том, что налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения, не прибегая при этом к другим контрольным мероприятиям.
Воспользоваться схемой горизонтального мониторинга смогут компании, стоимость активов которых составила за год не менее 3 млрд. руб., суммарная доля доходов за предыдущий налоговый период составила 3 млрд. руб., а общая сумма налогов превысила 300 млн. руб.
Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат бизнеса на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.
ТПП РФ первая из крупнейших объединений предпринимателей публично поддержала проект закона на этапе «нулевого» чтения. На площадке Палаты был проведен ряд совещаний с бизнесом по выработке единой позиции, которая затем была транслирована в органы государственной власти. В результате в принятом Законе учтены практически все замечания и предложения Палаты и бизнеса, в частности:
1. Снят первоначальный запрет на применение горизонтального мониторинга консолидированными группами налогоплательщиков (КГН). Теперь они смогут подать заявление на проведение налогового мониторинга с 1 января 2016 года и начать им пользоваться уже с 1 января 2017 года.
2. Проведено разграничение горизонтального мониторинга с иными мероприятиями налогового контроля. В период проведения налогового мониторинга в отношении налогоплательщика не могут проводиться выездные и даже камеральные налоговые проверки (кроме исключительных случаев). Первоначальная редакция проекта предусматривала ограничение на проведение только выездных проверок.
3. Крайне важным для бизнеса положением Закона можно назвать положение, согласно которому выездная налоговая проверка при досрочном прекращении налогового мониторинга может проводиться исключительно в той части и по тем основаниям, которые были изложены в мотивированном мнении налогового органа.
Основные положения Закона вступят в силу с 1 января 2015 года.