22 октября т.г. группой депутатов (В.А. Васильев, В.В. Жириновский и др.) внесен в Государственную Думу правительственный проект закона
№ 630365-6 о контролируемых иностранных компаниях, который разработан в рамках плана по деофшоризации российской экономики.
ТПП РФ, другие объединения предпринимателей осуществляли сопровождение данного проекта, начиная с 2013 года, направляли замечания и предложения в Правительство РФ, Минфин РФ по смягчению концепции проекта. Стартовая версия проекта обсуждалась на площадке ТПП РФ в апреле 2014 года.
Внесенный текст проекта сохраняет риски, которые ранее отмечались Палатой и бизнесом. Так, до 2017 года для признания компании контролируемой доля участия российского резидента должна превышать 50%, но затем этот порог уменьшится на половину (до 25 %) либо, если компания принадлежит только россиянам на половину, то достаточно будет и 10% доли. На наш взгляд, целесообразно оставить долю владения в размере 50% на весь период применения закона.
Из-под действия проекта закона о контролируемых иностранных компаниях так и не были выведены российские публичные компании. Более того, под действие проекта теперь подпадают и иностранные публичные компании, чего не было в стартовой редакции.
Проектом допускается возможность необоснованно расширительного толкования понятия «контролирующее лицо» со стороны налоговых органов и, как следствие, большое количество споров по данному вопросу. Так, например, в соответствии с абз.2 п.5 проектируемой ст.25.13 НК РФ осуществление контроля над организацией может определяться исходя из «иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами». Считаем, что перечень случаев признания лица контролирующим должен быть закрытым. Налогоплательщики должны чётко понимать размер своих налоговых обязательств в случае того или иного варианта структурирования своей деятельности, что полностью согласуется с принципом определённости и недопустимости произвольного налогообложения.
Опасение вызывает, что к контролируемым компаниям будут относиться те, которые зарегистрированы в государстве с эффективной ставкой по налогу на прибыль ниже 15% (например, Кипр, где ставка налога 12,5%). К тому же ФНС России будет вести «черный список» стран, которые неохотно обмениваются информацией (даже при наличии договора об избежании двойного налогообложения), а организации, зарегистрированные в них, будут подлежать контролю, что влечет для бизнеса определенные риски. Предлагаем соответствующими полномочиями наделить Правительство России, что обеспечит более высокий уровень стабильности и определённости налогообложения.
Замечания и предложения ТПП РФ к первому чтению были направлены в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.