[по материалам веб-сайта издания "Магнитогорский металл"
http://magmetall.ru/contribution/17469.htm]
На первое заседание, где обсуждали положение, цели и задачи нового комитета, собрались около двух десятков участников.
Как сообщила представитель ТПП Людмила Маркова, комитет — это рабочая площадка, где можно делиться позитивным и негативным опытом, решать общие проблемы. А торгово-промышленная палата, которая служит мостом между властью и бизнесом, поможет организовать и ежеквартальные заседания комитета, и семинары с заинтересованной аудиторией, и неформальные мероприятия. Тем более подобный опыт уже имеется — при палате работает комитет по банковскому бизнесу. Что касается информирования населения, то здесь поможет социальный партнёр палаты — объединение защиты прав потребителей. Речь об общественно-значимой информации, к примеру, по обязательному медицинскому страхованию.
Ранее ТПП уже имела дело со страховщиками — стала соорганизатором городского конкурса "Лучшая страховая компания Магнитогорска-2012", инициатором которого выступало объединение защиты прав потребителей. Однако определить критерии конкурса "сверху" оказалось сложно, ведь, по словам председателя ОЗПП Владимира Зяблицева, у каждой компании своя изюминка, свой профиль деятельности. Ограничились номинациями "Страхование имущества" и "Добровольное медицинское страхование". Хотя от участников в процессе проведения конкурса поступало много дельных предложений, дополнить положение было уже нельзя. Если страховые компании объединятся, новый конкурс станет более продуманным и объективным. Конечно, проведение конкурса не самоцель, главное, что магнитогорцы — то есть конечные потребители услуг — смогут получить правильные ориентиры, а страховые компании — повысить свой имидж.
Впрочем, если бы одной из номинаций на конкурсе стало "ОСАГО-2014", навряд ли она нашла бы героя. Как известно, в Магнитке, как и во всей стране, сложилась патовая ситуация с получением полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. Страховые компании ссылаются на то, что ОСАГО стало нерентабельно. ФАС регулярно обвиняет страховщиков в сговоре, необоснованных отказах в продаже полисов и навязывании дополнительных услуг. Недавно Челябинское УФАС России выдало восемнадцати страховым компаниям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Далеко ходить не будем: недавно один журналист "ММ" пытался получить полис. В одной компании ему навязывали медицинскую страховку за тысячу рублей, в другой сказали, что выдадут страховку, только если в прошлом году он был их клиентом, в третьей сослались на зависшую базу данных — мол, без неё никак. В четвёртой поставили в долгую очередь.
На встрече признали, что у компаний есть "свои схемы", а выдача ставших невыгодными полисов регламентирована. Об одной из составляющих этой убыточности рассказали руководитель службы аварийных комиссаров "Свои" Олеся Кучкина и аварийный комиссар Иван Кучкин. По их мнению, мешают страховщикам "так называемые автоюристы". После аварии водители приезжают в ГИБДД, там к ним подходит какой-нибудь молодой человек и предлагает помочь заполнить заявление. Втирается в доверие, а затем предлагает представлять интересы.
— Автоюристы стоят прямо в отделе, это неправильно, — возмущена Олеся Владимировна. — К примеру, в налоговой никто не стоит и не шепчет тебе на ухо.
— Происходит ДТП, и через две минуты "случайно" подъезжают автоюристы, как будто стояли и ждали, — поделился директор магнитогорского филиала "ВСК" Сергей Гашков. — Наши партнёры — аварийные комиссары — получают звонок от клиентов, приезжают, а там уже две-три группы автоюристов. Они очень языкастые, пользуются нестабильным состоянием водителей после ДТП. Так что такая проблема существует и в офисе, и на дорогах.
Говорили на встрече и о том, что несложно догадаться, откуда свежая информация об авариях у автоюристов, хотя понятно, что те, кто сливает сведения, будут всё отрицать. "Свои" уже выходили с инициативой написать рекомендательное коллективное письмо городскому руководству ГИБДД, чтобы решить проблему с нахождением автоюристов "возле окошечка", но страховые компании его не подписали, а один в поле не воин.
По мнению сообщества страховщиков, споры с клиентами о стоимости ремонта могут сойти на нет благодаря единой методике определения размера ущерба, которую начали использовать с 1 декабря нынешнего года. Теперь расчёт проходит по единым утверждённым стандартам. Отсутствие этих стандартов приводило к разногласиям, ведь ремонт у официального дилера и в соседнем гараже мог по стоимости отличаться в разы. Кстати, специалисты утверждают, что введение методики отразится на объёме выплат — средний размер компенсации может увеличиться на 15-20 процентов. На встрече говорили о том, что нужно бороться со стереотипом горожан о том, что "страховая компания платит мало".
Шла речь и ещё об одном новшестве — введении электронного полиса ОСАГО с 1 июля 2015 года. Технология удобна клиентам и в среднесрочной перспективе может решить проблему с "дефицитом" полисов.