В Торгово-промышленной палате РФ ведется работа по обсуждению положений законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли).
Данный законопроект, по мнению представителей бизнеса, позволит существенно улучшить ситуацию в России в сфере нестационарной и развозной торговли. Предпринимательское сообщество активно поддерживает его принятие, при этом высказывая ряд предложений по доработке.
Ситуацию комментирует вице-президент ТПП РФ, председатель Общественно-делового совета по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Елена Дыбова.
Принятие законопроекта по регулированию нестационарной и развозной торговли весьма значимо, т.к. позволит создать правила игры для большого числа российских предпринимателей. Обратимся к статистике: согласно данным Росстата в 2017 году торговой деятельностью занимаются 57 % субъектов малого предпринимательства. В реестре МСП находятся более 6 миллионов предприятий, из которых 5 771 626 представляют микро бизнес, малый бизнес 250 758 компаний. И за каждой этой цифрой стоят реальные люди с их реальными коммерческими проблемами.
Чтобы понять эти проблемы, а также наши возможности по улучшению ситуации, сложившейся вокруг нестационарной и развозной торговли, на площадке ТПП РФ было организовано профессиональное обсуждение. В нем по прямому включению приняли участие предприниматели из более 60-ти российских регионов, в числе которых Саратовская, Воронежская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Нижегородская и Ленинградская области, Чувашская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край, а также представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития Российской Федерации.
Обратимся к самому документу: он затронет предприятия розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли, а также органы местного самоуправления. В документе разграничиваются такие понятия, как «нестационарный торговый объект» и «мобильный торговый объект», «розничная торговля», вводится формулировки «объект общественного питания», «объект по оказанию бытовых услуг», «нестационарный торговый объект сезонного размещения». Законопроект закрепляет самостоятельное определение типа торгового объекта, вводится запрет на осуществление торговли вне специально отведенных для этого мест. Договор на размещение заключается по результатам торгов, определяется сам порядок развозной торговли.
Эксперты детально обсудили каждый пункт законопроекта, в результате чего был подготовлен общий свод поправок для дальнейшего обсуждения предпринимательским сообществом. Рассмотрим только несколько из них. Например, статья 2, пункт 11, в которой ВОСЕМЬДЕСЯТ или более процентов общего количества всех позиций предлагаемых к продаже товаров (услуг), представленных на витринах или прилавках, должны составлять товары (услуги) одной группы. По мнению экспертов, это ограничивает права предпринимателей, а значит, может привести к банкротству и закрытию бизнеса. Возьмем из реальной практики торговые объекты, торгующие, например, прессой. Они будут вынуждены закрыться, т.к. выживают только за счет реализации непрофильной продукции. Данную редакцию статьи нами предлагается заменить на «…ПЯТЬДЕСЯТ или более процентов..», что должно изменит ситуацию в лучшую сторону.
Еще одна статья 102, пункт 3, подпункт 6. Читаем: «Запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта». Нами предлагается убрать данный пункт из законопроекта, т.к. эта редакция противоречит Конституции, Гражданскому кодексу РФ, разъяснениям Верховного суда РФ и ограничивает права собственников по распоряжению принадлежащим им имуществом в период действия договора, то есть создает дискриминационные условия в отношении нестационарных и мобильных торговых объектов.
Все высказанные предложения обобщены и направлены в Правительство, Государственную Думу, Совет Федераций. Стоит отметить, что Министерство промышленности и торговли РФ, как автор данной законодательной инициативы, открыто к обсуждению и готово рассмотреть все предложенные изменения. Напоминаю, что законопроект о совершенствовании регулирования нестационарной и развозной торговли в РФ может быть принят до апреля 2019 года, поэтому предлагаю всем предпринимателям активно подключиться к его обсуждению.
Информация предоставлена ТПП РФ