Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 160 (май 2019 года) - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества № 160 (май 2019 года)

  • Система государственных закупок существенно усовершенствована
  • Принят Закон о ТПП Саратовской области
  • Правительство разработало проект комплексного закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
  • ТПП РФ принимает активное участие в разработке нового КоАП РФ
  • Нужно защитить легальный бизнес от недобросовестной конкуренции
  • Правительство планирует лицензировать деятельность ломбардов и переработку лома и отходов драгоценных металлов
  • Правительство РФ предлагает создать федеральную схему обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными (II класс опасности) отходами
  • В 2020 — 2024 годах планируется провести эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

 

Система государственных закупок существенно усовершенствована

 

1 мая Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Закон № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон был подготовлен Минфином РФ и Рабочей группой Государственной Думы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законопроект был принят в крайне сжатые сроки, а ко второму чтению Правительством РФ была внесена поправка, направленная на реализацию подпункта «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам VII съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Ранее Палата около двух лет вела работу с Минфином РФ по согласованию отдельного законопроекта, направленного на реализацию указанного подпункта.

Принятый Федеральный закон с учетом поправок Правительства РФ отражает интересы и предложения ТПП РФ, направлен на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Так, Закон № 71-ФЗ предусматривает введение гибкого механизма обеспечения исполнения контракта, определяя размер обеспечения контракта исходя из цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.В частности, пунктом «в» части 65 статьи 1 Закона № 71-ФЗ предусматривается изменение порядка определения стоимости обеспечения государственного контракта — путем установления зависимости стоимости обеспечения от фактической цены контракта, предложенной победителем.

Таким образом, при снижении в результате конкурса цены контракта поставщик будет обязан предоставить сниженную цену обеспечения исполнения контракта.

Пункт «е» части 65 статьи 1 Закона № 71-ФЗ содержит правилоо том, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта —  в случае предоставления таким участником закупки информации, подтверждающей исполнение участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, участник закупки, подтвердивший свою добросовестность, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта.

Указанные положения Закона в полной мере реализуют пункт «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам VII съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Также в принятом Законе отражено предложение ТПП РФ, котороев декабре 2018 года направлялось в Правительство РФ —  в части установления предельных сроков (30 дней) для возврата денежных средств, внесенных поставщиком в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.

Данная поправка была подготовлена ТПП РФ в целях предотвращения развития практики долговременного возврата обеспечения исполнения контракта, негативно отражающегося на хозяйственной деятельности предприятий, особенно

субъектов МСП.

Закон вступит в силу 1 июля 2019 года.

 

Принят Закон о ТПП Саратовской области

 

ТПП РФ совместно с региональными палатами и законодательными органами субъектов Российской Федерации продолжает систематическую работу по законодательной регламентации деятельности территориальных палат.

На основе модельного регионального закона, разработанного ТПП РФ был подготовлен Закон «О торгово-промышленной палате Саратовской области».

31 мая 2019 года депутатами Саратовской областной Думы указанный Закон принят и направлен на подпись Губернатору Саратовской области В.В.Радаеву.

Закон определяет статус Торгово-промышленной палаты Саратовской области, регулирует отдельные вопросы деятельности и формы ее взаимодействия с органами государственной власти Саратовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Саратовской области.

Президент областной ТПП А.А. Антонов отметил, что на региональном уровне Саратовская палата ведет большую экспертную работу в сфере законодательства, участвует в публичных обсуждениях различных законопроектов и нормативных актов, участвует в оценке регулирующего воздействия, результатом которой является вывод о влиянии того или иного документа на развитие предпринимательства в регионе.

Также в региональном Законе отражается закрепленное в статье 68 Устава Саратовской области право Саратовской ТПП на законодательную инициативу.

Вице-президент ТПП России В.В. Чубаров, комментируя принятый Закон, подчеркнул, что документ закрепил роль ТПП Саратовской области в развитии институтов внесудебного урегулирования споров.

Так, статьей 6 Закона установлено, что ТПП Саратовской области в целях содействия урегулированию споров, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности, а также создания условий для эффективного разрешения таких споров участвует в развитии институтов внесудебного урегулирования споров, в том числе с участием медиатора.

К началу июня 2019 года в субъектах Российской Федерации действует 19 региональных законов о торгово-промышленных палатах.

 

Правительство разработало проект комплексного закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

 

14 мая Правительством Российской Федерации в рамках Петербургского международного юридического форума представлен новый законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Основными нововведениями законопроекта являются:

1) Новые контрольные мероприятия: выездное обследование, контрольная закупка, инспекционный визит, рейд. Проверка сохранена как крайняя мера, если по результатам иных контрольных мероприятий субъект не устраняет выявленные нарушения.

2) Увеличение количества профилактических мероприятий с 4 до 10 (информирование, обобщение практики, предостережение, рекомендация по соблюдению требований, консультирование, самообследование и т.д.);

3) Возможность замены контроля (надзора) независимой оценкой соблюдения требований (страхование, саморегулирование и т.д.);

4) Регулирование процессуальных аспектов контрольно-надзорного производства;

5) Запрет на проверку соблюдения требований, принятых до 1 января 2021 года.

ТПП РФ подготовлены следующие замечания/предложения по тексту законопроекта.

1. Законопроект содержит множество бланкетных норм, предоставляющих возможность регулировать важнейшие вопросы контрольно-надзорной деятельности отдельными федеральными законами, положениями о видах контроля, утверждаемых Правительством РФ, административными регламентами, утверждаемых непосредственно контрольно-надзорными органами.

По мнению Палаты, предоставление регулирования на усмотрение Правительства РФ и контрольно-надзорных органов приведет к разночтениям при определении надлежащего правового регулирования.

ТПП РФ выступает за то, чтобы регулирование осуществлялось единым нормативным правовым актом – разработанным законопроектом.

2. Отдельные нормы законопроекта могут привести к коррупционным проявлениям, нарушению прав и интересов хозяйствующих субъектов.

Так, законопроект не содержит положений, которые бы устанавливали исчерпывающий перечень случаев (или случаев, вызванных крайней необходимостью), наличие которых влечет открытие или продление контрольно-надзорного производства. Отдельные контрольно-надзорные мероприятия не содержат точных сроков их проведения.

3. Законопроект устанавливает обязанность контролируемых лиц соблюдать обязательные требования, установленные в документах, не являющихся нормативными правовыми актами (документы по стандартизации, локальные акты организаций), которые, в том числе, официально не опубликованы.

ТПП РФ считает необходимым исключить указанное положение, поскольку вышеуказанные документы не проходят соответствующие общественные обсуждения со стороны предпринимательского сообщества.

4.В законопроектеуказывается на то, что предметом контроля (надзора) не может являться оценка соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, которые вступили  в силу до 1 января 2021 года.

Палата считает целесообразным дополнить данные положения указанием на то, что предметом контроля (надзора) не может являться оценка соблюдения обязательных требований, установленных до 1 января 2021 года  в следующих актах: Указах Президента Российской Федерации; нормативных документах; нормативных правовых актах региональных органов исполнительной власти.

5. Законопроектом установлено, что для субъектов, относящихся к низкой категории риска причинения вреда, может не устанавливаться точная периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий.

ТПП РФ отмечает необходимость уточнения вышеуказанного положения, поскольку предлагаемая редакция может привести к тому, что в отношении низкой категории риска могут устанавливаться максимальная периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий.

6. Законопроектом установлено, что инспектор вправе проводить отдельные контрольно-надзорные мероприятия, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемым лицом.

Во избежание злоупотреблений со стороны контрольно-надзорных органов и с целью формирования единообразной правоприменительной практики в данном положении законопроекта, по мнению Палаты, необходимо:

1)      указать на отсылку к соответствующему положению законопроекта, в котором определяются формы контроля, не требующие непосредственного взаимодействия между государственным органом и проверяемым лицом;

2)      определить исчерпывающий перечень случаев, при которых факт нарушения обязательных требований может быть установлен вне зависимости от присутствия представителей контролируемого лица.

7. ТПП РФ считает необходимым определить в законопроекте перечень видов контроля (надзора), где установлен особый обязательный досудебный порядок обжалования, а не устанавливать бланкетные нормы, согласно которым особые виды обжалования могут быть закреплены в иных федеральных законах.

8. Законопроектом определено, что жалобы на решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) данного контрольно-надзорного органа.

ТПП РФ считает необходимым указать на то, что любые жалобы контролируемых лиц должны рассматриваться вышестоящим контрольно-надзорным органом либо обжаловаться в судебном порядке.

Дополнительно считаем важным предусмотреть, что в процессе обжалования акты контрольно-надзорных органов вступают в силу с момента вступления в силу решения суда либо по истечению месяца с момента их совершения (принятия).

9. Законопроект предусматривает множество случаев, когда совершение тех или иных важнейших действий зависит от личного усмотрения должностных лиц контрольно-надзорных органов.

Учитывая, что личное усмотрение должностных лиц представляет собой коррупциогенный фактор, ТПП РФ предлагает исключить указанные случаи из текста законопроекта.

10. ТПП РФ указывает на  необходимость установления положений, в соответствии с которыми внеплановое проведение контрольно-надзорных мероприятий по заявлениям граждан осуществляется лишь в случае соблюдения гражданами претензионного порядка обращения к организации.

В настоящее время в отдельных сферах уже существует обязательный претензионный порядок обращения граждан к организациям в случае нарушения прав граждан.

В этой связи предлагаем дополнить законопроект, указав на то, что внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов по заявлениям граждан не назначаются до момента соблюдения претензионного порядка.

Указанные замечания были направлены в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации.

 

ТПП РФ принимает активное участие в разработке нового КоАП РФ

 

7 мая в Минюсте России, 13 мая в ФССП России и 17 мая в Правительстве России с участием представителей ТПП РФ состоялись заседания рабочих подгрупп, ответственных за подготовку предложений в проект Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В проекте Концепции учтены предложения ТПП РФ о том, что совершенствование законодательства об административных правонарушениях невозможно осуществлять изолированно от реформирования отраслевого законодательства, проводимого в настоящее время в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.

В ходе обсуждения проекта Концепции Палатой поддержаны предложения Минюста России о необходимости установления годового моратория на введение в КоАП новых норм после вступления в силу новых регулирующих норм в отраслевом законодательстве, необходимости исключения из будущего КоАП норм гражданско-правовой ответственности (например, ответственности за бесплатный проезд по платной дороге), а также необходимости сведения к минимуму специальных норм по отношению к общим.

Поддержаны предложения об исключении при формировании будущих норм КоАП существующего сегодня карательно-фискального подхода и установлении риск-ориентированного, а также о введении новых категорий правонарушений (обычные и грубые).

Участниками совещаний в Концепции предложено отразить необходимость пересмотра большинства норм Особенной части КоАП РФ в целях их упрощения и минимизации их количества, а также исключения из отягчающих вину обстоятельств факта повторности совершения правонарушения.

Поддержана всеми участниками совещаний инициатива МВД России о том, что сроки давности привлечения к административной ответственности по обычным правонарушениям не должны превышать 6 месяцев, а по специальным (в том числе для юридических лиц) – срок давности в УК РФ за совершение преступлений небольшой тяжести, то есть 3 года. Кроме того, в Концепции предложено указать на необходимость исключения ареста как вида административного наказания.

Обсуждение вызвало предложение Верховного Суда РФ о выделении из КоАП РФ процессуальных норм, регулирующих рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде, и введении их в КАС РФ. Рассматривается возможность   предусмотреть в новом КоАП РФ только особенности производства в суде дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрены такие виды наказаний, как  лишение права и приостановление деятельности.

ТПП не поддержано предложение о переводе наказания в виде «приостановления деятельности» в категорию обеспечительных мер, принимаемых по решению должностного лица. По мнению Палаты, принимать такие решения, учитывая все обстоятельства, должен только суд. 

В Концепции будут отражены предложения, направленные на формирование максимально благоприятных условий для добровольного исполнения наказаний лицами, привлеченными к административной ответственности, а также совершенствование механизма ответственности за их неисполнение.

В частности, предлагается отразить необходимость распространения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только за административные правонарушения в области дорожного движения, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых видов административных правонарушений (например, грубых или влекущих угрозу жизни и здоровью граждан).

Одновременно ТПП РФ выступает против инициатив ФАС России о запрете распространения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа за антимонопольные административные правонарушения.

Предлагается ввести упрощенный механизм взыскания административных штрафов на небольшие суммы (например, до 10 тысяч рублей), путем наделения должностных лиц органов, уполномоченных на привлечение к административной ответственности, полномочиями по направлению указанного постановления в банки и иные кредитные организации, по месту работы, получения периодических платежей, для удержания денежных сумм.

По предложению Правительства г. Москвы, поддержанному ТПП РФ, в Концепции предполагается закрепить новый институт о «нецелесообразности применения наказания» по отношению к юридическим лицам. Такой институт мог бы применяться в случаях, когда исполнение назначенного наказания за совершение административного правонарушения влечет прекращение деятельности юридического лица, длительное приостановление его деятельности, невыплату сотрудникам заработной платы и другие негативные последствия.

Также предполагается, что в Концепции будут отражены принципы построения административных норм ответственности, возможность либерализации санкций и замены наказания другим, не указанным в специальной норме.

Работа над проектом Концепции продолжается.

 

Нужно защитить легальный бизнес от недобросовестной конкуренции

 

23 мая в Государственно-правовом управлении Президента РФ при участии представителей ТПП РФ состоялось совещание по подготовке предложений в повестку заседания Рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства.

В ходе совещания признаны необоснованными и несвоевременными предложения Верховного Суда РФ и РСПП о декриминализации деяний, предусмотренных частью 1 статьи 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Позиция ТПП РФ о негативных последствиях такого решения для добросовестного и легального бизнеса в виде увеличения недобросовестной конкуренции и доли теневого сектора экономики была поддержана МВД, ФСБ, СК, Экспертным управлением Президента РФ, Генеральной прокуратурой.

По решению совещания будет рассмотрена возможность исключения части 1 из статьи 165 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. При этом учтены предложения ТПП РФ о необходимости корректировки в сторону увеличения пороговой суммы наступления уголовной ответственности за указанные деяния (в настоящее время 250 тыс. рублей).

Кроме того, принято решение обсудить на предстоящем осенью 2019 года заседании Рабочей группы предложение ТПП РФ о дополнении статьи 108 УПК РФ «Заключение под стражу» положением об обязательном согласии прокурора на применение меры пресечения в виде заключения под стражу, которое неоднократно озвучивалось руководством Палаты.

Также предполагается рассмотреть поддержанные ТПП РФ предложения о закреплении обязанности суда, принимающего решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, указывать конкретные основания, по которым деяние не относится к преступлениям, совершенным в сфере предпринимательской деятельности, а также об установлении обязанности суда при рассмотрении ходатайства следователя или дознавателя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу проверить обоснованность подозрения (обвинения) в причастности лица к совершению преступления.

В дальнейшем на площадке ГПУ Президента РФ будут рассмотрены другие законодательные инициативы ТПП РФ, в том числе о расширении оснований для отказа в возбуждении уголовных дел; совершенствовании порядка возбуждения дел о налоговых преступлениях;дополнении УК РФ новыми нормами, исключающими избыточную квалификацию действий обвиняемых предпринимателей как преступлений, совершенных группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, а также  декриминализации частей первых статей 146, 147, 159, 160, 193 УК РФ.

 

Правительство планирует лицензировать деятельность ломбардов и переработку лома и отходов драгоценных металлов

 

15 мая Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 643266-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральный закон    «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом предлагается дополнить перечень лицензируемых видов деятельности обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов и скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий. Предусмотрен переходный период для получения соответствующей лицензии юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — восемнадцать месяцев со дня вступления в силу данного федерального закона.

По мнению ТПП РФ, при введении требования о лицензировании деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов необходимо сделать изъятие для обработки (переработки) отходов, лома от собственного производства и нереализованных и возвращенных производителю изделий из драгоценных металлов.

Иначе ювелиры и производители технических изделий из драгоценных металлов станут накапливать и направлять на аффинаж лом, опил и прочие отходы обработки изделий, а также нереализованную ювелирную и иную продукцию. Это увеличит себестоимость и административные издержки при производстве продукции и лишит норму практического смысла, т.к. содержание драгоценного металла в переработанном изделии зачастую не изменяется.

Объем такого лома и отходов составляет незначительный процент от общего объема драгоценных металлов, находящихся в обороте при производстве изделий, и используется исключительно в целях собственного производства и снижения потерь в производственном цикле изготовления изделий.

В Минфин России направлены предложения ТПП РФ по доработке законопроекта, которые 31 мая обсуждались на «круглом столе», организованном Комитетом ТПП РФ по драгметаллам на площадке Палаты.

По итогам обсуждения в ответственный Комитет Государственной Думы подготовлены предложения ТПП РФ по доработке законопроекта ко второму чтению, поддержанные разработчиком законопроекта.

 

Правительство РФ предлагает создать федеральную схему обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными (II класс опасности) отходами

 

24 мая Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 716663-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

В соответствии с законопроектом Федеральная схема будет включать, в числе прочего, сведения:

·                   об образовании отходов I и II классов опасности;

·                   о лицах, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами;

·                   об объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение указанных отходов.

Включение в федеральную схему мощностей лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности, будет обязательным.

Федеральную схему обращения с отходами I и II класса опасности будет утверждать Правительство РФ.

Соблюдение схемы обращения с чрезвычайно опасными и особо опасными отходами предлагается сделать обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности для всех участников обращения с такими отходами.

Предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе осуществлять накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности самостоятельно (при наличии объектов обезвреживания и размещения) либо передать их федеральному оператору.

Плата за услуги в сфере обращения с отходами I и II классов опасности будет определяться путем государственного тарифного регулирования.

Законопроектом, кроме того, предлагается:

создать единую информационную систему учета и контроля отходов I

·                   и II классов опасности;

·                   установить особенности обращения с отходами I и II классов опасности;

·                   установить положения о взаимосвязи территориальных схем обращения с отходами, в том числе ТКО;

·                   наделить Госкорпорацию «Росатом» полномочиями по обращению с отходами I и II классов опасности.

Законопроект проходит экспертизу в ТПП РФ.

 

В 2020 — 2024 годах планируется провести эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

 

24 мая Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 717365-7 «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Эксперимент предлагается провести в целях снижения загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах РФ: городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.

В рамках эксперимента на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха будет осуществляться квотирование выбросов. В перечень квотируемых объектов будут включаться влияющие на превышение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории эксперимента объекты. Перечень таких объектов будет определяться Росприроднадзором при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа субъекта РФ.

Для каждой территории, на которой будет проводиться эксперимент, Правительством РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) будет утверждаться комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Комплексный план будет включать значения целевых показателей, которые должны быть достигнуты в процессе его реализации, перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектах коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, с показателями снижения этих выбросов, других мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха.

Планом будет определяться срок выполнения этих мероприятий, объемы и источники их финансирования, ответственные за выполнение мероприятий плана федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Кроме того, планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных 12 городах. Предоставление общедоступной информации, содержащейся в данной системе, предлагается осуществлять на безвозмездной основе. Законопроект направлен в профильные комитеты Палаты.

 

Коротко:

1 маяПрезидент РФ В.В.Путинподписал Федеральный закон № 94-ФЗ «О внесении изменения в статью 26.3-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Законопроектом скорректирован перечень нормативных актов субъектов РФ, в отношении которых органы государственной власти субъектов РФ не проводят оценку регулирующего воздействия.

Из указанного перечня исключаются проекты нормативных правовых актов субъектов РФ:

— устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам) на продукцию (товары, услуги);

— разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

14 мая Государственной Думой в первом чтении принят правительственный проект федерального закона № 551219-7 «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

По мнению авторов законопроекта, действующие редакции Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержат риски ввиду допустимого двойного толкования. Так, возможен вывод о том, что подконтрольный субъект заинтересованного в сделке лица может быть признано заинтересованным в соответствующей сделке только в случае, если оно прямо или косвенно может распоряжаться более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления, а в случае если процент голосов составляет менее 50, заинтересованность не усматривается.

В связи с этим законопроектом предусматривается, что голос лица, заинтересованного в совершении обществом сделки, а также голоса подконтрольных ему лиц не учитываются при голосовании по вопросу одобрения соответствующей сделки.

21 мая в Государственную Думу группой депутатов внесен законопроект
 № 714648-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».Законопроектом предлагается установить обязанность лиц, осуществляющих оптовую торговлю, перевозку и (или) хранение фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), осуществлятьпередачу в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме закупки, перевозки, хранения и (или) поставок данной продукции.

22 мая состоялось совещание у Председателя Комитета  Государственной Думы по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинникова, на котором поддержаны основные предложения ТПП РФ по доработке ко второму чтению проекта федерального закона ко 2 чтению № 638854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней».

Предложения ТПП РФ предусматривают дифференциацию составов административных правонарушений и размер административных санкций в зависимости от степени общественной опасности; разделение составов нарушений, связанных с незаконной добычей, оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, и незначительных нарушений установленных требований в отношении находящихся в легальном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней; приведение в соответствие с Федеральным законом от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» используемых в законопроекте понятий.

29 мая Правительством утверждена «дорожная карта» по реализации механизма «регуляторной гильотины» (№ 4714п-П36).Планом, в частности, предусматривается подготовка нового закона о контрольно-надзорной деятельности, новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, актуализация и систематизация обязательных требований, в том числе в отдельных сферах.

Дорожная карта утверждена в связи с поручением Президента РФ В.В. Путинаотменить с января 2021 года все нормативные правовые акты, устанавливающие требования, соблюдение которых проверяется при государственном контроле (надзоре). Вместо этого должны быть разработаны новые акты с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.При подготовке таких проектов Правительство РФ обязано проводить обсуждения с экспертным и деловым сообществами.

29 маяПрезидентом РФ В.В. Путиным подписан Федеральный закон от 29.05.2019 г.№ 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Законом дифференцирована административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, в зависимости от того, является ли нарушение незначительным либо значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С 1 июня 2019 года по 29 февраля 2020 года включительно будет проводиться третий этап "амнистии капиталов"(Федеральный закон от 29.05.2019 г. № 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").В рамках программы добровольного декларирования физические лица могут добровольно задекларировать свое имущество, активы (в том числе оформленные на номинальных владельцев), а также зарубежные счета и контролируемые иностранные компании.

В ходе третьего этапа декларирования сохраняются все гарантии, установленные ранее Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: в отношении указанных в декларации имущества, счетов и контролируемых иностранных компаний, а также в отношении связанных с ними доходов, операций и сделок, включая те из них, которые были связаны с формированием имущества контролируемых иностранных компаний, декларанты освобождаются от налоговой, административной и уголовной ответственности (в части ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле).

Продлен срок действия гарантий, предусмотренных Уголовным кодексом РФ в отношении лиц, представивших специальные декларации в ходе "амнистии капиталов"         (Федеральный закон от 29.05.2019 г. № 112-ФЗ"О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации").

Принятым Законом продлен срок действия гарантий, предусмотренных Уголовным кодексом РФ в отношении лиц, представивших специальные декларации в ходе "амнистии капиталов".

Согласно изменениям, внесенным в часть третью статьи 76.1 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им, в том числе, до 1 января 2019 года, деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, при условии добровольного декларирования им активов и счетов (вкладов) в банках в рамках их перевода в российскую юрисдикцию.

Генеральной прокуратурой РФ для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект Приказа Генерального прокурора Российской Федерации "Об утверждении Регламента рассмотрения поступающих посредством специально созданной цифровой платформы обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов".

В соответствии с проектом жалобы и заявления о давлении со стороны правоохранительных органов направляются посредством специально созданной цифровой платформы. Ответственные исполнители ежедневно проверяют поступление на цифровую платформу обращений и осуществляют их прием.

При этом не подлежат рассмотрению обращения, которые не содержат доводов о нарушении прав предпринимателей, связанных с оказанием на них давления.

Поступившие обращения регистрируются в АИК "Надзор" с обязательным указанием рубрики "Обращения с цифровой платформы", а затем передаются в управление по рассмотрению обращений Генпрокуратуры России для предварительного рассмотрения, откуда их, в зависимости от содержащихся в них доводов, передают для рассмотрения и проведения проверок в соответствующие подразделения Генпрокуратуры.

Срок рассмотрения обращения не должен превышать 14 рабочих дней с момента его регистрации (если обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством).

Обновлены указания органам прокуратуры РФ по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления(Указание Генпрокуратуры России от 14.05.2019 г. № 341/86 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по привлечению к ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные преступления").

В связи с наделением прокуроров полномочиями по инициированию ареста имущества юридических лиц предусмотрены, в том числе, следующие обязанности органов прокуратуры:

— безотлагательно организовывать проверки сведений о нарушениях законов, влекущих привлечение юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений от их имени или в их интересах;

— в ходе надзорных проверок в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, проводить сверку с ранее поступившими сведениями и материалами, содержащими данные о признаках административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, при наличии оснований рассматривать вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Департамент законотворческой деятельности ТПП России