Электронный документооборот государственных служб стал причиной повышения рисков сделок по недвижимости для магнитогорцев - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



Электронный документооборот государственных служб стал причиной повышения рисков сделок по недвижимости для магнитогорцев

17 июля в бизнес-холле Магнитогорской торгово-промышленной палаты состоялся круглый стол участников рынка недвижимости с представителями Управления МВД России по г. Магнитогорску, МП «Единый расчетно-кассовый центр» и нотариусами, инициированный Комитетом Палаты по предпринимательству в сфере недвижимости и Гильдией риэлторов Магнитогорска.

 

 

Собрал активное профессиональное сообщество риэлторов, ипотечных брокеров и представителей банков проблемный вопрос, связанный со вступлением в силу нового Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан.

В соответствии с новым регламентом службы перешли на электронный документооборот, а карточки регистрации (Ф№9), поквартирные карточки (Ф№10), а так же домовые книги (Ф11) стали не актуальны. С 01.06.2019 прекратился обмен информацией между МВД и ЕРКЦ на основании того, что информация о составе семьи является персональными данными. В свою очередь,  МВД может выдавать по требованию гражданина только свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания (Ф№8 и Ф№3). Таким образом, получить сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, теперь не представляется возможным.

В ходе дискуссии участники круглого стола выявили ряд важных моментов. Так, в настоящее время отсутствует уполномоченный орган, ведущий учет и хранение данных о зарегистрированных лицах по объекту недвижимого имущества. Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность участников рынка недвижимости.

Правовую сторону возникшей проблемы прокомментировала юрист компании «Рио-Люкс Магнитогорск» Наталья Пищаева. «В связи с новыми обстоятельствами риски для покупателя жилой недвижимости возрастают. Можно предположить возникновение ряда негативных ситуаций. Так, например, если бывший член семьи собственника на момент приватизации имел равные права с лицом, которое в последствии приобрело в собственность данное жилое помещение, но отказалось от приватизации, дав согласие на приватизацию иному лицу. При переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу бывший член семьи не может быть выселен из этого жилого помещения, поскольку имеет право пользования данным помещением пожизненно.

Иная ситуация выглядит так: покупка квартиры в доме жилищно-строительного кооператива, на которую было обращено взыскание. Сложилась судебная практика, что суды по искам новых владельцев о выселении членов семьи бывших собственников выносят решения о сохранении права последних на пользование этими квартирами, если судом установлено, что им объективно негде жить.

Кроме того, отчуждение жилого помещения, в котором зарегистрированы находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.  Также за детьми, в отношении которых родители лишены родительских прав, на период их проживания в интернатах и иных образовательных учреждениях, судом может быть сохранено право на проживание и пользование.

Еще пример: покупка квартиры с прописанным осужденным. Выписать лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы, без его согласия невозможно.  При возвращении из МЛС, лицо, отбывшее наказание, автоматически регистрируется в проданной квартире.

Ранее специалисты по продаже недвижимого имущества требовали от продавца выписку из домовой книги либо справку Ф-23КХ. Эти документы позволяли воссоздать полную хронологию регистрации граждан, так как в них содержались сведения о перечне лиц, имеющих или когда-то имевших право проживания, даты постановки на учет, снятия с учета и информация, куда выбыло лицо. Проверка информации, указанной в выписке из домовой книги и справки Ф-23КХ, позволяла нивелировать риски покупателя. В настоящее время это сделать невозможно».

С такой правовой оценкой согласились все участники дискуссии, выразив обеспокоенность в том, что повышение риска сделок с недвижимостью может вызвать спад на рынке купли-продажи жилой недвижимости, где активность и без того не велика.

Участвующие в круглом столе представители МВД и ЕРКЦ также согласились с обеспокоенностью граждан и профессионалов рынка недвижимости, но отметили, что все действия ведомств и учреждений продиктованы законодательством, и быстрого решения проблемы достичь не получится.

Представители банков, осуществляющих ипотечное кредитование, отметили, что финансовые организации учтут в работе новые обстоятельства, но возможные риски, скорее всего, будут заложены в стоимость ипотечных кредитов.

Спикеры круглого стола предложили участникам ряд мер, которые помогут снизить негативные эффекты сложившейся проблемы. Основным итогом дискуссии стало решение обратиться к опыту других регионов по системе торгово-промышленных палат, а также привлечь внимание профессиональных объединений риэлторов и правозащитников.