22 июля 2020 года Государственной Думой были приняты Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ


22 июля 2020 года Государственной Думой были приняты Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Законы предусматривают реформу контрольной (надзорной) деятельности, обязывают органы применять риск-ориентированный подход, а также закрепляют реализацию механизма «регуляторной гильотины». Результатом проводимой реформы должна стать дебюрократизация существующей системы контроля (надзора), сокращение административного давления на бизнес, а также исключение избыточных и дублирующих обязательных требований.

ТПП РФ на протяжении нескольких лет вела сопровождение указанных законов при их разработке в Правительстве РФ и прохождении в профильных комитетах Государственной Думы. Результатом совместной деятельности ТПП РФ, территориальных торгово-промышленных палат и членских организаций явилось следующее.

 

           I. В Законе о контроле был учтен ряд поправок ТПП РФ. их разработке в Правительстве РФ и прохождении в профильных комитетах Государственной Думы.

1)         Устанавливается предельное число проводимых в отношении бизнеса контрольных мероприятий в зависимости от категории риска нарушения требований — не чаще одного раза в шесть месяцев для самых опасных предприятий и не чаще одного раза в три года для самых безопасных предприятий.

2)         Осуществление инспектором в рамках мероприятия контроля (надзора) действий, которые запрещены в рамках такого мероприятия (например, осуществление в рамках контрольной закупки опроса, истребования документов и т.д.), является грубым нарушением требований к организации контроля (надзора) и влечет отмену всех решений, принятых по итогам проведенных мероприятий.

3)         Для инспектора введен запрет на проведение дополнительных внеплановых мероприятий после завершения плановых мероприятий контроля (надзора).

4)               На инспектора возлагается обязанность осуществлять консультирование по запросу контролируемых лиц (ранее это являлось правом инспектора).

5)         Внеплановые выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, контрольная закупка, мониторинговая закупка проводятся исключительно после согласования этих мероприятий с органами прокуратуры (ранее обязательному согласованию подлежала лишь внеплановая выездная проверка).

6)         Исключено множество положений, наличие которых впоследствии могло привести к нарушению прав и интересов хозяйствующих субъектов (например, исключены нормы, позволяющие проводить контрольные мероприятия «в исключительных случаях», «в случаях крайней необходимости», «в экстренных случаях» и т.д.).

II.        В Законе об обязательных требованиях учтены следующие поправки ТПП РФ.

1)         В случае противоречия между несколькими обязательными требованиями предприниматель считается добросовестно исполнившим требования, если он обеспечил соблюдение любого из них.

2)         Проекты нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования, подлежат обязательному публичному обсуждению, в том числе с бизнес-сообществом.

III.              Дополнительно обращаем внимание на ряд важных нововведений в сфере регионального контроля (надзора) и муниципального контроля:

1)    Региональные и муниципальные органы наделены правом утверждать «проверочные листы» по видам осуществляемого контроля (надзора) с целью ознакомления бизнеса с существующими нормами.

2)     Предприниматели смогут подать жалобу на действия (бездействие) региональных и муниципальных органов при помощи информационной системы досудебного обжалования.

3)     Региональные и муниципальные органы обязаны утвердить новые положения об осуществляемых видах контроля (надзора) до 01.01.2022г.