Светлана Мещерякова (ООО «Первое Выставочное Объединение», Челябинск): онлайн не заменит живого общения. Это — повод для оптимизма! - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



Светлана Мещерякова (ООО «Первое Выставочное Объединение», Челябинск): онлайн не заменит живого общения. Это — повод для оптимизма!

14 – 18 октября в Челябинске прошла очередная выставка «Уральская торговая ассамблея». Организатором мероприятия выступила крупнейшая event-компания региона – ООО «Первое Выставочное Объединение», член Магнитогорской ТПП с 2008 года.

О том, как работает и выживает выставочная отрасль в условиях пандемии, после выставки рассказала директор ООО «ПВО» Светлана Мещерякова.

 

 

— Светлана Михайловна, как в условиях действующего режима ограничений удается реализовать выставочные проекты? Как они проходят и насколько рентабельны?

— Сказать, что выставочная отрасль сегодня работает и выставки проводятся, можно с большой натяжкой. Мы только выходим из постковидного периода. Летом мы провели две уличные ярмарки, они были разрешены как мероприятия на открытом воздухе и стали довольно успешными. А «Уральская торговая ассамблея» — это первый проект, который мы проводим в помещении, на закрытой территории.

Известно, что для выставочной деятельности и проведения массовых мероприятий разработан комплекс требований, среди которых проходы между стендами на выставке не менее 3 метров, регулярное обеззараживание и проветривание, наличие масок, обеспечение посетителей средствами индивидуальной защиты, наличие санитайзеров, в том числе бесконтактных, замер температуры, предупреждающие таблички, оповещение о необходимости соблюдения масочного режима. Эту выставку мы проводим с соблюдением всех требований Роспотребнадзора. Мы готовы работать в новых условиях.

— С какими трудностями Вашей компании приходится сталкиваться в этом году?

— Мы очень тяжело пережили пандемию, и пока я не могу сказать, что пережили. Наша деятельность циклична, привязана к сезонам активности. Новый цикл выставок начинается весной и завершается в декабре. Период ограничений, а для нас выставочников, — полной остановки деятельности, начался в конце марта, то есть перед стартом нового сезона, когда мы были на минимуме и только готовились к новым проектам. Если бы локдаун случился в конце мая, мы бы успели провести несколько проектов. Запаса, той самой финансовой подушки, не было совсем. Наоборот, в работе были четыре крупных проекта, по которым уже началась подготовка, были взяты предоплаты. Таким образом, мы оказались с долгами и без работы. Пришлось продать офис, закрыть проекты, сократить около половины сотрудников, некоторые службы перевести на аутсорсинг.

— Сумели ли Вы воспользоваться мерами поддержки, ведь выставочная деятельность вошла в перечень наиболее пострадавших отраслей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции?

— К сожалению, мы попали в число тех предприятий, которые не  обращали внимание на свой ОКВЭД. И, в силу ряда причин, нашим основным ОКВЭДом значилась рекламная деятельность, а не выставочная. Сколько мы ни пытались доказать, что уже 15 лет занимаемся организацией выставок и конференций, то есть деятельностью, которая включена в перечень наиболее пострадавших отраслей, наш ОКВЭД говорил о другом. Таким образом, все меры поддержки прошли мимо, мы сумели воспользоваться лишь невозвратным займом под 2%, и то не сразу и не в полном объеме.

— Какие выводы из произошедшего для себя сделали, какие управленческие решения считаете удачными?

— Во-первых, мы оптимизировались по всем статьям — и по затратам, и по людям. Во-вторых, я изменила отношение к кредитованию, и теперь это для меня – крайняя мера, которой стоит воспользоваться только в критической ситуации. В-третьих, пришлось пересмотреть портфель проектов — мы убрали из графика мероприятий все мероприятия с низкой рентабельностью, оставив только формат b2c  — ярмарки и фестивали. Исходя из сегодняшней ситуации и осеннего роста заболеваемости, думаю, и этот график будет изменен. Ноябрьские и декабрьские проекты сегодня — под большим вопросом.

Ну и четвертый вывод: в 2020-м году случилось то, чего мы боялись давно. И это не только пандемия, но, главным образом, падение покупательской способности. У предприятий нет средств на рекламу и развитие, у потребителей – на покупки. Мы столкнулись с общим спадом в экономике. Поэтому даже те выставки, которые мы сейчас открываем, теряют не менее 50% дохода в сравнении с прошлыми годами. Единственным исключением стала 27-я Ежегодная агропромышленная выставка «АГРО — 2020», которую мы провели на открытом воздухе. Это был успешный проект, с высокой заинтересованностью и вовлеченностью и экспонентов, и посетителей. А в остальном аренда площадки и рекламная кампания съедают все возможные прибыли от выставки. И то, что мы делаем сегодня, это, в большей степени, работа ради работы. Общая  рентабельность этого года на грани нуля.

— Насколько перспективен онлайн-формат для event-индустрии? Получается ли перевести выставки «на удаленку»?

— Однозначно, онлайн не заменит полноценных мероприятий в оффлайне. Этот рынок переформатировать не удастся. Все проекты, которые проводятся в онлайне, скорее, имиджевые, нежели коммерческие. Их цель – напомнить о себе, не выпасть из общего инфополя, поддержать участников отрасли актуальной информацией и не более. Не так давно я участвовала в межрегиональном онлайн-форуме для специалистов event-индустрии. Коллеги делились опытом, рассказывали о проведенных выставках, реализованных проектах и сошлись в общем для всех мнении, что онлайн не дает впечатлений. Ведь выставки, конференции, форумы, конгрессы, фестивали — это, в первую очередь, впечатления, и только потом продажи.

 

 

— Чем живете сегодня, какие задачи ставите на будущее, видите ли перспективы выставочной отрасли?

— Сегодня надо жить и работать в условиях новой реальности. Она довольно критична для бизнеса. Понятно, что возвращение к прошлым показателям возможно не ранее 2022 года. Но мы готовы потерпеть.

Если говорить о планах на следующий год, мы попробуем перенести акцент с выставок на конференции. Мы можем и умеем проводить конференции на хорошем качественном уровне, однако ранее не рассматривали их как самостоятельное направление. Информация, общение, нетворкинг – все, чего так не хватает в этом году, будет на конференции, а выставка станет дополнением к ней. И конкретно – уже на февраль 2021 года запланирована большая агропромышленная конференция с привлечением специалистов региона по растениеводству, животноводству, ветеринарии и не  только. Будет актуальная проблематика, интересные спикеры, небольшая фокус-выставка. И традиционно весной планируем провести выставку «IZBUSHKA Коттеджное строительство. Деревообработка», посвященную малоэтажному строительству и частному домостроению.

Из текущих задач главная – выжить. Про инвестиции и развитие не приходится говорить, важно не утратить компетенции и штат. У нас очень долгий вход в профессию – не менее года сотрудник осваивает специфику, нарабатывает навыки, приобретает опыт работы выставочника. Сейчас в команде остались только лучшие, и моя основная задача как руководителя — сохранить коллектив.

И в целом, если говорить о перспективах, я позитивно настроена на будущее. Пятнадцать лет я занимаюсь этим бизнесом, и все это время вокруг говорят: «выставки умрут», «останется один сплошной интернет»… Сейчас стало ясно: живое общение, обмен энергией, личные контакты ничто не заменит. Мы приходим к гибридному формату — будет оффлайн и в дополнение к нему онлайн. Это – повод для оптимизма.

Беседовала Екатерина Драгомирова