На Южном Урале прошел Второй Всероссийский форум промышленного туризма - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



На Южном Урале прошел Второй Всероссийский форум промышленного туризма

В конце октября в Челябинской области прошел Второй Всероссийский форум промышленного туризма. Выбор места для проведения события не случаен — в ближайшее время именно в Челябинской области при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) начнет работу первый в стране центр компетенций по промышленному туризму.

Открытие мероприятия состоялось в столице черной металлургии – Магнитогорске, и потому эффективным партнером организаторов в подготовке форума, сопутствующей ему выставки и привлечении предприятий города стала Магнитогорская ТПП.

На площадке форума присутствовали Президент Магнитогорской ТПП Герман Запьянцев и представители членских организаций: агрохолдинга СИТНО, АО ГК РОСМОЛ филиал Магнитогорский молочный комбинат, ООО «ТК РОЗА ВЕТРОВ УРАЛ», Музея истории Магнитостроя (ООО «Трест «Магнитострой»), АО «Металлург», НКО «Живи активно!» (ООО «Аналитикум Плюс»).

В церемонии открытия в гибридном формате приняли участие губернатор Челябинской области Алексей Текслер, глава Магнитогорска Сергей Бердников, замгубернатора Егор Ковальчук, замминистра экономического развития Андрей Минченко, представители Агентства стратегических инициатив, Ростуризма, предприятий из нескольких регионов страны.

Представители власти обсудили стратегическое значение промышленного туризма. В частности, директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату АСИ Ольга Захарова назвала Челябинскую область первопроходцем в развитии промышленного туризма.

— Мы видим пример общей работы власти и крупных предприятий, — отметила Ольга Викторовна. – Регион активно развивает промышленный туризм. Здесь будет создан центр компетенций по промтуризму, наделенный четырьмя функциями: разрабатывать  методологию развития промтуризма для использования другими регионами, представлять своеобразную демонстрационную площадку, осуществлять сбор промышленных практик – международных и российских кейсов, показывать пример взаимодействия с вузами в данной теме.

Коллаборации и совместные проекты с бизнес-сообществом, вузами, школами, музеями, по мнению О.В. Захаровой, имеют большой потенциал для развития промышленного туризма в регионах.

***

Центральными темами форума стали безопасность экскурсий на промышленные предприятия, а также экологичное производство и принципы устойчивого развития предприятий. Опытом решения этих вопросов поделились представители промышленных гигантов России – от Магнитогорского металлургического комбината, который на форуме представила большая команда во главе с генеральным директором Павлом Шиляевым, до Северстали (г. Череповец), Магнезита (г. Сатка), Выксунского металлургического комбината (г .Выкса) и Курской атомной станции (г. Курчатов).

Знаковым участником форума промышленного туризма выступила директор Музея истории Магнитостроя Татьяна Коновалова.

Как рассказала Татьяна Викторовна, музей истории Магнитостроя является корпоративным, и через историю Треста рассказывает долгую историю строительства и развития всего Магнитогорска.

— Сегодня, как и прежде, Трест Магнитострой входит в пятерку крупнейших строительных организаций России. Город прирастает стройкой, и наши ветераны говорят: Магнитогорск и есть визитная карточка Магнитостроя, потому что долгие годы все промышленные и гражданские объекты города возводил именно Трест. Все пять демонстрационных залов нашего музея посвящены истории города и предприятия. Это эпоха первых пятилеток, рассказ о том, как люди выживали, а город рос. Металлургический комбинат начал выпускать первую продукцию, в городе появились капитальное домостроение, открылись школы, ФЗУ, начал работать первый кинотеатр. Многие ветераны Магнитостроя приехали на строительство в далекие 40-е годы простыми землекопами и со временем стали заслуженными строителями РФ. Это повесть о военных годах, когда каждый третий снаряд и каждый второй танк были изготовлены из магнитогорской стали. Тыл и фронт – две составляющие победы, и Трест внес свой колоссальный вклад, долгие годы после 1945 года оставаясь на военном положении. Это рассказ о социалистической действительности, в здании нашего музея принимали в пионеры, в комсомол..

Несколько лет назад был запущен проект «День без турникетов» — в музей приходили учащиеся школ, и руководители Магнитостроя рассказывали о том, как живет стройка сегодня, какие технологии применяются, какие объекты возводятся.

Сегодняшний форум интересен нам – музейщикам — тем, что здесь можно увидеть передовые технологии в развитии экскурсий, новые формы работы с людьми. Клиповое мышление, интерактив, виртуальная реальность — классический музей должен трансформироваться, отвечая вызовам времени. В нашем музее проводятся мастер-классы, викторины, квесты, есть интерактивные витрины. Мы стараемся создавать так называемый иммерсивный продукт с визуальным, тактильным, эмоциональным погружением в исторические эпохи. В нашем музее можно подержать в руках кирпич и деревянную подошву от ботинка 30-х годов, примерить солдатскую каску времен Великой Отечественной войны. Форум напитывает нас информацией, которая поможет двигаться дальше.

***

В рамках форума в фойе Дворца культуры металлургов им. Серго Орджоникидзе была развернута выставка предприятий Челябинской области, развивающих на своих площадках туризм. В число семи экспонентов компаний вошли три магнитогорских предприятия: ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», АО ГК РОСМОЛ филиал Магнитогорский молочный комбинат и агрохолдинг СИТНО.

По словам начальника отдела маркетинга Магнитогорского молочного комбината Елены Шемякиной, на предприятии есть многолетняя, еще с советских времен, практика проведения экскурсий, прежде всего, для школьников. В настоящий момент руководство молочного комбината изучает перспективы развития промышленного туризма.

— Здесь, на форуме, нам интересно послушать, что другие предприятия делают в данном направлении, — сообщила Елена Леонидовна. — На выставке мы представили все основные группы выпускаемой продукции, в том числе новинку — двухслойный йогурт. В нем сочетаются сливочный слой и натуральное фруктовое варенье – клубничное или персиковое. В ближайшее время появится йогурт с черной смородиной. Этот продукт мы запустили в продажу в сентябре, и пока не все жители нашего города знакомы с новинкой. Надеемся, что выставка в рамках форума промтуризма станет хорошей презентацией.

Еще одним участником форума и выставки стал агрохолдинг «СИТНО», который представили директор по развитию Тимур Миронов и директор по административным вопросам и связям с общественностью Алексей Окуневич.

— Форум для нас, — рассказал Алексей Алексеевич, — возможность запустить еще одно новое направление — промышленный туризм. В «СИТНО» есть и маршруты, и объекты показа, — Традиционно мы проводим экскурсии для учащихся подшефных школ, а также для наших сотрудников. Предприятий в холдинге много, и не всегда, работая на одном из них, сотрудники знают, что и как происходит на других площадках. Мы водим экскурсии, как правило, на Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – показываем мельницу и макаронное производство, и на хлебокомбинат – знакомим с цехом кондитерских изделий и хлебозаводом. Тема туризма для нашей компании актуальна, мы видим здесь перспективы и интерес государства. Еще при подготовке к форуму мы установили контакты с АСИ и Агентством международного сотрудничества Челябинской области, познакомились с инструментами и мерами государственной поддержки промышленного туризма. Здесь, на форуме, планируем изучить опыт других предприятий и взять в свою копилку какие-то полезные наработки.

На выставке представлена основная линейка продукции «СИТНО» — хлебобулочной, кондитерской, мясной, молочной – в новом дизайне упаковке. Совсем недавно мы провели ребрендинг упаковки. На прошедшей в октябре Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2021» продукция холдинга в новой упаковке завоевала семь золотых медалей.

Участие в мероприятиях форума приняли представители других членских организаций Палаты, среди них — начальник отдела маркетинга АО «Металлург» Алла Бережная.

— Мы производим металлоконструкции, комплектующие для конвейерного производства и в будущем планируем развивать туризм и запускать экскурсии на производство. И потому форум – для нас хорошая возможность познакомиться с лучшими практиками индустриального туризма, с лидерами промышленности региона.

В свою очередь директор ООО «Аналитикум Плюс», руководитель НКО «Живи активно!» Альберт Зиязитдинов отметил: мы занимаемся продвижением здорового образа жизни и развитием эко-туризма на территории Челябинской области и Республики Башкортостан. Водим группы туристов в горы и лес, показываем замечательные места Южного Урала, проводим городские мероприятия для детей и взрослых, такие как «Дошколята Магнитки», «Домашний забег», «Забег обещаний», «Стальной забег». Там, где заканчивается эко-туризм, начинается туризм промышленный, тема для нас новая и потому интересная. На этом форуме я надеюсь почерпнуть новые идеи, знания, которые пригодятся в дальнейшей работе, установить полезные контакты.

***

В заключение первого дня работы Всероссийского форума промышленного туризма Президент Магнитогорской ТПП Герман Запьянцев отметил, что необходимость развития туристической привлекательности Магнитогорска, его природных ресурсов и промышленных мощностей сегодня очевидна для всех.

— Чтобы в городе было интересно жить и работать, — подчеркнул Герман Иванович. — Чтобы было чем заняться и где отдохнуть, чтобы наши дети знали, чем Магнитогорск может справедливо гордиться, какие проекты здесь развиваются, — для решения всех этих непростых стратегических задач нужно создавать современную инфраструктуру и наращивать туристическую привлекательность, и в культурно-познавательном аспекте, и в промышленном. Система ТПП РФ считает развитие промышленного туризма одним из приоритетных направлений своей деятельности, которое может повысить уровень интереса инвесторов к регионам и способствовать развитию профориентации у молодежи. Для самих предприятий промышленный туризм является эффективным маркетинговым инструментом, который позволяет познакомиться с продукцией, отражает современность технологий и прозрачность бизнес-процессов.