Предпринимателей могут обязать заплатить за переоценку своего оборудования - Союз "Магнитогорская торгово-промышленная палата"

Сайт Магнитогорской ТПП в системе ТПП РФ



Предпринимателей могут обязать заплатить за переоценку своего оборудования

Правительство РФ подготовило проект постановления «О проведении в 2015 году переоценки в бухгалтерском учете крупных и средних предприятий промышленности, транспорта и связи отдельных категорий основных фондов (оборудования) с истекшим сроком полезного использования». Проект предусматривает обязанность организаций промышленности, транспорта и связи провести переоценку основных средств с истекшим сроком службы по рыночной стоимости и установить для них дополнительный срок полезного использования. Это приведет к тому, что налоговая база по налогу на имущество организаций будет увеличена. Такое предложение, по мнению разработчиков проекта, направлено на стимулирование технического перевооружения предприятий упомянутых отраслей.

По мнению бизнеса, реализация этой инициативы неизбежно увеличит налоговую нагрузку по налогу на имущество в среднем на 30-50%, однако, предполагаемый эффект достигнут не будет, поскольку степень обновления оборудования снизится.

Реализация предлагаемой Правительством идеи неизбежно повысит себестоимость всей российской промышленной продукции и транспортных услуг за счет начисляемой амортизации и налога на имущество. В результате ослабнет конкурентоспособность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, что может привести к потере рынков и, соответственно, снижению доходов бюджетной системы. В энергетике придется дополнительно повышать тарифы из-за роста себестоимости добычи и транспортировки угля, издержек самих электростанций, стоимости техники и др. Вполне прогнозируемо и увеличение железнодорожных тарифов на все виды перевозок.

Предлагаемая новация может вызвать конкуренцию норм налогового и бухгалтерского учета, что повлечет значительные проблемы в правоприменении. Прежде всего, переоценка, согласно положению по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не подразумевает увеличения срока полезного использования. Поэтому необходимо будет закрепить особый порядок оценки (переоценки) самортизированного имущества. Также в проекте постановления не указано, на основании каких критериев организации должны определить дополнительный срок полезного использования.

Привлечение оценщиков для переоценки самортизированного имущества тоже обойдется предприятиям в значительные суммы и приведет к существенному увеличению затрат владельцев основных средств. Более того, оценка различных основных средств может значительно отличаться по цене (например, стоимость оценки типового офисного здания, сложного, не имеющего аналогов производственного оборудования, массовая оценка или индивидуальная оценка).

По результатам проведенного ТПП РФ анкетирования, оценка оборудования металлургической компании будет стоить от 500 до 1000 рублей за единицу, что суммарно приведет к затратам в размере около 30 млн. руб. Для автотранспортных компаний стоимость оценки варьируется от 3500 до 8000 рублей за единицу транспортного средства. В сфере производства строительных

материалов оценка одного объекта основных средств будет стоить примерно 40-70 тыс. руб. для крупного оборудования и около 10 тыс. руб. для мелкого.

ТПП РФ направила результаты проведенного опроса в Минфин России и Минэкономразвития России для учета при выработке итоговой позиции по упомянутому проекту постановления Правительства РФ.В качестве альтернативных мер, стимулирующих техническое перевооружение предприятий, эксперты ТПП РФ предложили компенсировать процентные ставки по инвестиционным кредитам на обновление основных производственных фондов, ускорить амортизацию основных фондов и предоставлять инвестиционный налоговый кредит для финансирования мероприятий по обновлению основных производственных фондов на основе технологий, перечень которых должен быть согласован профильными министерствами. Также предлагается установить льготу по налогу на имущество в отношении новых объектов по аналогии с п. 6 ст. 376 Налогового кодекса РФ в отношении объектов транспортной инфраструктуры, которая предусматривает особый порядок определения налоговой базы, позволяющий не увеличивать налоговую стоимость на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию, модернизацию основных средств.