На протяжении десяти лет, начиная с 2010 года, магнитогорским Объединением защиты прав потребителей (член Магнитогорской ТПП с 2019 года) реализуется проект «Знак «Доверие потребителей. Южный Урал». Проект направлен на выявление лучших бизнес-практик и, соответственно – лучших предприятий города в сфере производства и услуг.
По словам инициатора и разработчика проекта – Председателя ОЗПП Владимира Зяблицева, идея отмечать особым знаком лучших возникла по принципу «от противного» — из каждодневного опыта общения с потребителями, их жалобами, претензиями, негативом.
— Много лет ОЗПП занимается консультированием потребителей и бизнеса. В частности, мы работаем над созданием судебных прецедентов при нарушении прав потребителей, проводим юридическое консультирование бизнеса и потребителей, — рассказывает Владимир Иванович. — Выбирая тот или иной продукт, ту или иную услугу, горожане часто обращаются за помощью и советом. В таких случаях мы выполняем консультативно-рекомендательные функции, подсказывая, к примеру, в какую страховую компанию обратиться, продукты какой марки покупать, где заказать установку пластиковых окон… Чтобы обоснованно рекомендовать определенного участника рынка, выступая его своеобразным поручителем, мы реализуем общественный проект «Знак «Доверие потребителей. Южный Урал».
По словам руководителя Объединения защиты прав потребителей, соискателем Знака может стать любая организация, работающая с клиентами, уверенная в высоком качестве своих услуги или продукции и действующая на рынке Магнитогорска не менее года. Необходимо заполнить заявку и направить ее в ОЗПП. После рассмотрения заявки конкурсная комиссия проводит независимый потребительский аудит деятельности компании за 3 года. В состав комиссии входят экономисты, эксперты в области права, сертификации, стандартизации, оценочной деятельности и не только.
Аудит проводится по индивидуальной программе для каждого вида деятельности предприятия. Программа аудита включает проверку соблюдения правовых норм в организации, законодательства о правах потребителей и рекламе, анализ соответствия законодательству в сфере технического регулирования. Проверяются и система аттестации и аккредитации сотрудников предприятия, и система менеджмента качества, и степень безопасности продукции. А также — политика компании в отношении клиента: информационно-правовая поддержка, основной и дополнительный сервис, порядок урегулирования спорных вопросов, порядок возмещения убытков и выплат. «Особенно важным критерием, — подчеркивает Владимир Иванович Зяблицев, — является отсутствие жалоб потребителей и конфликтных споров, а также дел, решенных в пользу потребителей».
После завершения процедуры аудита комиссия принимает решение о выдаче Знака «Доверие потребителей. Южный Урал» или отказе в праве пользования Знаком. В случае положительного решения между организацией и ОЗПП заключается договор сроком на год. По окончании срока действия договора состоится еще одна контрольная проверка, по результатам которой возможно продление права пользования Знаком.
Регламент использования Знака прописан в договоре, в частности, предприятие имеет право использовать изображение Знака в документах, рекламных материалах, на вывесках и указателях.
— Пройти потребительскую экспертизу смогут лишь добросовестные компании, — убежден Владимир Зяблицев. – Мы не гонимся за количеством и выдаем Знак только одному предприятию в каждом конкретном направлении деятельности. Таким образом, Знак выступает маячком для потребителя, гарантируя соблюдение его прав, высокий уровень услуг или качества продукции.